ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Принципы и функции современного менеджмента
1.2. Пути анализа эффективности менеджмента
1.3. Современные методы оценки эффективности менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЦЕНТР СЕРВИС-ПРОЕКТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Центр Сервис-Проект»
2.2. Анализ менеджмента на предприятии ОАО «Центр Сервис-Проект» и его недостатки
2.3. Анализ целей системы и выбор критериев эффективности в организации ОАО «Центр Сервис-Проект»
3.1. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию менеджмента ОАО «Центр Сервис-Проект»
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий по оптимизации менеджмента в ОАО «Центр Сервис-Проект»
3.3. Предполагаемый эффект от внедрения разработанных мероприятий в ОАО «Центр Сервис-Проект»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Структура любой организации разделяется на две ключевых подсистемы: материально-обеспечивающая подсистема, основной задачей которой является переработка ресурсов организации в товары и услуги, и управленческая подсистема, основными направлениями деятельности которой являются организация и контроль деятельности организационной систем вцелом.
Система менеджмента организации обладает собственной структурой, которая обеспечивает условия для рационального разделения труда и взаимодействия отделов и сотрудников. В рамках системы управления менеджеры имеют собственные задачи и зоны ответственности. Кроме того взаимодействие происходит на уровне отношений подчиненный-руководитель в условиях сотрудничества и контроля. Работы этих структур обеспечивает разделение труда в условиях управления организацией.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных экономических условиях рациональная стратегия менеджмента организации обеспечивает координированную работу элементов бизнеса и достижения максимального экономического эффекта от ведения деятельности. Практическое применение стратегии менеджмента, принятой в организации, происходит на всех уровнях предприятия, что обеспечивается его целостностью как структуры.
Приоритетной задачей менеджмента организации заключается в том, чтобы разработать структуру управления, отвечающую всем требованиям организации и учитывающую воздействие внутренних и внешних факторов.
Целью исследования является изучение и анализ системы менеджмента, а также разработка возможных рекомендаций по усовершенствованию этой системы.
Объект исследования - ОАО «Центр Сервис-Проект».
Предмет исследования – система менеджмента ОАО «Центр Сервис-Проект».
Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских задач:
Провести анализ места и роли современного менеджмента в системе деятельности предприятия;
Провести анализ системы менеджмента ОАО «Центр Сервис-Проект»;
Сформировать рекомендации по совершенствованию системы менеджмента ОАО «Центр Сервис-Проект» и оценить экономический эффект от их внедрения.
При рассмотрении темы курсовой работы применялись различные методы исследования: анализ документов и статистической отчетности предприятия; теоретический анализ литературных источников по менеджменту организации; сопоставление и сравнение цифровых данных, анкетирование и опрос.
Практическая значимость результатов исследования в возможности применения полученных результатов исследования на практике, что позволит разрабатывать эффективные меры по совершенствованию системы менеджмента предприятий с аналогичной управленческой структурой.
Цели и задачи работы предопределили её структуру, которая состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы и приложений.
Хотелось бы отметить, что для написания данной работы были использованы следующие учебные пособия: Дафт Р.Л. «Менеджмент», Веснин В.Р. «Менеджмент», Бланк И.А. «Финансовый менеджмент», Балабан В.А. «Основы общего менеджмента», Грибов В.Д. «Менеджмент», Гольдштейн Г.Я. «Основы менеджмент», Виханский О.С. «Менеджмент», Лукичёва Л.И. «Управление организацией.
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Принципы и функции современного менеджмента
В рамках эволюционного развития управления организацией традиционный менеджмент сменился современным менеджментом, обладающим более сложной структурой и решающим более полный спектр задач. Традиционный менеджмент, возникший на стыке XIX-XX вв., был результатом поиска способов увеличения конкурентоспособности организации и являлся необходимым элементом для выживания на рынке.
Функции современного менеджмента в сравнении с традиционным, который включал в свой состав планирование, организацию и контроль, имеют более широкий спектр, динамично расширяющийся и пополняющийся.[1]
Менеджмент состоит из следующих элементов (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура современного менеджмента
Функции современного менеджмента включают в себя необходимость развития способностей для изменения стратегии предприятия при динамично изменяющейся внешней среде; развитие информационно-коммуникативного обеспечения организации для снижения затрат и экономии времени на операции в рамках текущей деятельности; формирование положительного имиджа организации на рынке и микроклимата внутри организации, а также направление деятельности на увеличение отдачи от инвестиций, вложенных в реализацию проектов.[2]
Традиционная модель менеджмента основана на иерархических, жестких организационных структурах и принципе «командуй и контролируй». Эта модель хорошо работает в бизнес-среде, где изменения происходят эволюционно и медленно.[3]
Новые модели менеджмента создаются для нового вида организационных структур – плоских (горизонтальных), гибких и распределенных. Новая модель концентрируется на управлении главными движущими силами бизнеса – людьми, знаниями и интерфейсами, связывающими различные части бизнеса воедино. Эта модель приспособлена для работы в бизнес-среде, характеризующейся скачкообразными переменами, быстрой глобализацией и возрастающей сложностью взаимосвязей между различными структурными элементами организации.
Особенности управления интеллектуальными работниками
Традиционный менеджмент базируется на процессе управления по функциям. Определение «менеджмента» - это умение предвидеть и планировать, организовывать, координировать и контролировать. Но данный взгляд на менеджмент не отражает в полной мере тенденции современной экономики основными, характеристиками которой являются:[4]
- Изменения в структуре современного менеджмента, который, одной стороны, становится интегрированным процессом, с другой стороны, получает модульную структуру, включающую разнообразные виды менеджмента: антикризисный, маркетинговый, инновационный, финансовый и т.д.
- Возникновение перечня новых функций в условиях развития культуры менеджмента и постоянных инноваций при постоянном развитии внутренних ресурсов менеджера и трудовых ресурсов организации.
- Динамичное развитие факторов внешней и внутренней среды, вынуждающее современных менеджеров реорганизовывать и изменять цели деятельности управленческой структуры организации.
- Приоритетное внимание уделяется конечным результатам и построению эффективной деятельности организации, а не процессу управления.[5]
- Изменение взаимодействия между управленческим аппаратом и сотрудниками организации: задача менеджера не управлять, а вести за собой, учитывая наиболее сильные сторон каждого из сотрудников.
- Внедрение децентрализации управления, которая позволяет обеспечить максимальную свободу менеджерам, формируя внутренние структуры в виде рабочих групп и команд для решения определенных проблем.
- Влияние интеллектуальных факторов менеджмента проявляется в изменении уровня квалификации управленческих кадров, применении новых методов планирования и внедрения автоматизированных систем управления.
- Воздействие риска в современных экономических условиях стало определяющим при формировании системы управления организацией.