Введение
Глава 1. Общая характеристика системы федеральных органов исполнительной власти
1.1 Понятие и виды федеральных органов исполнительной власти
1.2 Административно правовой статус федеральных органов исполнительной власти
Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти в системе органов исполнительной власти
2.1 Правительство РФ – как высший орган исполнительной власти
2.2 Правовой статус федеральных министерств, , федеральных служб, федеральных агентств
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена важностью функций, выполняемых органами исполнительной власти при осуществлении государственного управления.
Исполнительная власть представляет собой самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации и тесно взаимодействует с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, поскольку все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.
Цель курсовой работы – выявить сущность и место исполнительной власти в системе государственной власти.
Задачи курсовой работы:
- дать общую характеристику системы федеральных органов исполнительной власти;
- рассмотреть понятие и виды федеральных органов исполнительной власти;
- проанализировать административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти;
- выявить положение федеральных органов исполнительной власти в системе органов исполнительной власти;
- проанализировать Правительство РФ как высший орган исполнительной власти;
- определить правовой статус федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств.
Объект исследования - общественные отношения в сфере функционирования органов исполнительной власти в России.
Предмет исследования – статус федеральных органов исполнительной власти.
Проблематику, связанную с функционированием органов государственной власти, затрагивали в своих исследованиях многие авторы, такие, как С.А.Авакьян, М.Авдеенкова, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В. Лазарев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Ю.И.Скуратов, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, и другие. Важное теоретическое значение для достижения целей исследования имели работы, посвященные основам конституционного строя России, таких авторов, как В.А.Лебедев, Т.М.Пряхина, Ф.М. Рудинский, Б.С.Эбзеев и другие. Связанность темы исследования с проблемами государственного управления обусловила интерес к работам таких авторов, как Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, Н.И.Побежимова, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и виды федеральных органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента РФ, который, однако, при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы государства. В республиках президентского типа, к которым относится и Российская Федерация, эти органы в своей основной деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами администрации (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе, указе Президента РФ, постановлении Правительства.
Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов: федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ. Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего верховенством Конституции РФ и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции РФ; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Генеральной прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:
федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов)[1].
Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего верховенством Конституции РФ и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции РФ; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Генеральной прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724[2]. Данная структура состоит из трех разделов и включает следующие федеральные органы исполнительной власти: