Введение
Глава 1. Влияние СМИ на образование современной молодёжи
1.1. СМИ в медиаобразовательном процессе
1.2. Влияние СМИ на развитие и социализацию учащихся
Глава 2. СМИ как канал распространения молодёжной культуры и её воспитание
2.1. Основные функции и темы молодёжных СМИ
Рис. 2.1 Важность источников информации
2.2. Влияние СМИ на развитие мировоззрения, воспитания политической социализации учащейся молодёжи
Заключение
Список используемых источников
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий и система масс - медиа остро нуждаются в целенаправленной подготовки личности к умелому и безопасному пользованию ими. Мы живём в условиях лавинно - подобного увеличения объёмов производимой и потребляемой информации. За последние тридцать - сорок лет произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысячелетий [8]. Появляются и активно используются новые возможности и методики для влияния на массы людей, формирования их мировоззрения и запросов. На взаимодействие с различными медиа (пресса, радио, кино, телевидение, интернет) приходится весомая доля в бюджете свободного времени граждан России, чем объясняется их значительное влияние на все слои населения, прежде всего на детей и молодёжь [12]. Медиа мощно и противоречиво влияют на образование молодого поколения, часто превращаясь в ведущий фактор его социализации, стихийного социального обучения. К этому добавляются вседозволенность информационного рынка, засилье низкопробной медиапродукции, низко - моральных идеологий и ценностей, что вызывает снижение в обществе иммунитета к социально вредных информационных воздействий [15]. Следовательно, возникает острая потребность в развитии медиаобразования, одна из главных задач которой заключается в предотвращении уязвимости человека к медианасильствия и медиаманипуляций, бегства от реальности в лабиринты виртуального мира, распространению медиазивисимостей [12]. Потребления информации молодёжью растёт чрезвычайно стремительными темпами, оно становится диверсифицированным и динамичным.
Следует отметить, что анализируемая в работе проблематика в нашей научной литературе ещё не имеет достаточной истории, традиции и изучения. Несмотря на то медиаобразование, медиакультура последнее время привлекают значительное внимание научной общественности, становятся достоянием теоретического дискурса таких отечественных специалистов журналистиковедения как В.Резун, В. Иванов, Б. Потятинник Федорова, Н. Жижина, И. Фатеева и учёных других стран. В последнее время данной тематике большое внимание уделяют и представители педагогических и психологических наук, в частности, Г. Онкович, Л. Найденова, А. Баришполец тому подобное.
Объектом исследования является медиаобразование молодёжи на современном этапе как система получения знаний и соответствующей практики.
Следовательно, целью работы является стремление автора показать не только детерминанту (причину), которая определяет возникновение в России такого явления, как медиаобразование, но и привлечь внимание не только специалистов журналистиковедения и научно-педагогических кругов, но и общественности к медиа - образованию как нового научного ответвления, которое, бесспорно, требует своего изучения, обобщения и практического воплощения.
Согласно цели исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать роль молодёжных СМИ на современном этапе, их деструктивное влияние на молодёжь.
2. Обосновать место медиаобразования в современном русском информационном пространстве.
3. Определить сущность и условия применения медиаобразования в информационном обществе.
Научная новизна работы заключается в исследовании противоречия между объективным существованием общественного феномена медиаобразования, медиа - продукция, которая неоднозначно влияет на сознание молодого человека, формирования системы её ценностей, и неподготовленностью аудитории к адекватному восприятию информации, что и составляет серьёзную социальную проблему. Ситуация осложняется отсутствием научных разработок по этому вопросу не только в области социальных коммуникаций, но и педагогики, психологии и практических методик. Именно через средства массовой информации ускоряется процесс изменения ценностей и моделей поведения, которые доминируют в определённое время развития общества [14]. Притом связи между молодым поколением и глобальной медиасистемой очень противоречивые. С одной стороны, молодёжь имеет широкие возможности для расширения кругозора, знакомства с другими культурами, включаясь в образовательный процесс на основе современных информационных технологий, а с другой - пока эти процессы происходят неконтролируемо, без соответствующих самофильтров, что несёт определённые угрозы самому обществу.
Глава 1. Влияние СМИ на образование современной молодёжи
1.1. СМИ в медиаобразовательном процессе
Средства массовой информации (СМИ) — один из социальных институтов, которые в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определённое влияние на население в целом, в том числе и на отдельные возрастные и социальные категории [1, 17].
Можно отметить два аспекта такого влияния:
— во – первых, СМИ существенно способствуют усвоению людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и формированию у них ценностных ориентаций в сфере образования, поведения, политики, экономики, здоровья, права и т. п;
— во – вторых, СМИ фактически являются своеобразной системой неформального образования и просвещения различных категорий населения. При этом пользователи СМИ приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные знания, сведения по различным вопросам общественной и политической жизни. Изучая понятие «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «пресса», «печатные средства массовой информации», можно сказать, что в них есть много общего. К средствам массовой информации относятся кино, радио, телевидение, периодические печатные издания, реклама и др. Пресса — общее название периодической печати, то есть газет и журналов. «Массовая коммуникация» (англ. — mass media) — систематическое распространение информации с помощью технических средств (через прессу, радио, телевидение, кино, звуковые видеозаписи) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и осуществления идеологических, политических, экономических и организационных воздействий на позицию, мнение и поведение людей, в частности молодёжи [2].
Рассматривая средства массовой информации как особый фактор влияния на процесс социализации молодёжи, необходимо отметить, что непосредственным объектом воздействия информационных сообщений является как отдельный индивид, так и большая группа людей, составляющих аудиторию для того или иного конкретного средства массовой коммуникации.
Прошлое столетие дало нам первые результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. Цивилизационные изменения, которые произошли, повлекли за собой и иной статус информации. Коренным образом изменилась зависимость общества от информации, оно стало более уязвимым в этом отношении [1]. Так, с распадом СССР «собственные» информационные потоки внутри России и извне довольно ощутимо увеличились. Дело в том, что западная модель мира как более рациональная, материалистическая - находится в конфликтных отношениях с её восточными вариантами, которые носят, в основном, эмоциональный, духовный характер. Культурам патриархальным, к которым в известной степени относится и русская, трудно находить общий язык с культурой «нового света», не имеющей глубоких исторических, культурных корней, и ориентированной на инновационную деятельность. Французский социолог А. Моль полагает, что с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества или индивида утрачивает своё значение. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестаёт играть прежнюю роль [3].
Для молодого человека сегодня гораздо большее значение имеет не сумма знаний, получаемых в семье, школе или вузе, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтёт в афише или газете, узнает из разговора с друзьями и соседями. В результате первая более - менее целостная система знаний и ценностей заменяется набором различных установок, на которые постоянно воздействуют масс - медиа.
Распространяемая с Запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т. е. с погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые вроде бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Западные социологи часто повторяют, что в современном мире господствуют три «М» - массовое общество, массовая культура и масс - медиа. Почти вся современная массовая культура, так или иначе, проходит через СМИ, проникает в широкие слои населения, самые отдалённые уголки. При том масс - медиа служат как носителями культуры, так и средствами манипуляции [8].
Ценности «общества потребления», которые на начальном этапе «информационного общения» многим русским кажутся весьма привлекательными, впоследствии дискредитируются осознанием тех духовных, социокультурных и экологических проблем, которые стоят за ними. Реакцией значительной части молодёжи на распространение западного влияния в сфере культуры становится нарастающее стремление к сохранению и развитию культурной самобытности, исторического наследия и независимости. Это сопровождается утверждением соответствующих позитивных ценностей (солидарность, гармония, преемственность и тому подобное), одетых в специфическую символику и семантические конструкции. Современная цивилизация самоидентифицируется с помощью набора мифотворческих ценностей - это масс-медиа, кино, сценическое искусство, массовая литература, формирующие в совокупности у молодого человека представление об окружающем мире. Хотя все это - средства массовой культуры, но все они обладают и идеологическим признакам. Возрастание видов и числа информационных средств, потоков породило разделение общества на тех, кто производит информацию, и тех, кто её потребляет. И если прежде в процессе познания мира человек опирался на собственные коммуникативные средства (глаза, уши, обоняние, осязание) и возможности, то сегодня в своём большинстве они получают субъективную, переработанную, препарированную и идеологически заданную информацию, попадая в зависимость от того, кто её предоставляет, от тех целей и задач, которые ставят перед собой СМИ [6].
Подростковая и молодёжная пресса - самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она призвана приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, которое является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему, средством коммуникации, что даёт возможность общаться друг с другом. С её помощью юная аудитория познает мир. Специфика этого вида СМИ определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью. В связи с этим в ней используются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы общения с аудиторией. В целом в условиях массированного, системного влияния СМИ подростки и молодёжь «впитывают» в себя и используют большую часть установок и разнообразных клише, предлагаемых им газетами, журналами, радио и телевидением. Нельзя говорить, что на информационный иммунитет решающее влияние имеет уровень образования или благосостояния. СМИ одинаково успешно формируют личность вне этой зависимости. Но чем раньше начинается этот процесс, тем он эффективнее, необратимый.