Курсовая работа|Журналистика

СМИ как канал распространения молодёжной культуры и её воспитание

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Влияние СМИ на образование современной молодёжи

1.1. СМИ в медиаобразовательном процессе

1.2. Влияние СМИ на развитие и социализацию учащихся

Глава 2. СМИ как канал распространения молодёжной культуры и её воспитание

2.1. Основные функции и темы молодёжных СМИ

Рис. 2.1 Важность источников информации

2.2. Влияние СМИ на развитие мировоззрения, воспитания политической социализации учащейся молодёжи

Заключение

Список используемых источников

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий и система масс - медиа остро нуждаются в целенаправленной подготовки личности к умелому и безопасному пользованию ими. Мы живём в условиях лавинно - подобного увеличения объёмов производимой и потребляемой информации. За последние тридцать - сорок лет произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысячелетий [8]. Появляются и активно используются новые возможности и методики для влияния на массы людей, формирования их мировоззрения и запросов. На взаимодействие с различными медиа (пресса, радио, кино, телевидение, интернет) приходится весомая доля в бюджете свободного времени граждан России, чем объясняется их значительное влияние на все слои населения, прежде всего на детей и молодёжь [12]. Медиа мощно и противоречиво влияют на образование молодого поколения, часто превращаясь в ведущий фактор его социализации, стихийного социального обучения. К этому добавляются вседозволенность информационного рынка, засилье низкопробной медиапродукции, низко - моральных идеологий и ценностей, что вызывает снижение в обществе иммунитета к социально вредных информационных воздействий [15]. Следовательно, возникает острая потребность в развитии медиаобразования, одна из главных задач которой заключается в предотвращении уязвимости человека к медианасильствия и медиаманипуляций, бегства от реальности в лабиринты виртуального мира, распространению медиазивисимостей [12]. Потребления информации молодёжью растёт чрезвычайно стремительными темпами, оно становится диверсифицированным и динамичным.

Следует отметить, что анализируемая в работе проблематика в нашей научной литературе ещё не имеет достаточной истории, традиции и изучения. Несмотря на то медиаобразование, медиакультура последнее время привлекают значительное внимание научной общественности, становятся достоянием теоретического дискурса таких отечественных специалистов журналистиковедения как В.Резун, В. Иванов, Б. Потятинник Федорова, Н. Жижина, И. Фатеева и учёных других стран. В последнее время данной тематике большое внимание уделяют и представители педагогических и психологических наук, в частности, Г. Онкович, Л. Найденова, А. Баришполец тому подобное.

Объектом исследования является медиаобразование молодёжи на современном этапе как система получения знаний и соответствующей практики.

Следовательно, целью работы является стремление автора показать не только детерминанту (причину), которая определяет возникновение в России такого явления, как медиаобразование, но и привлечь внимание не только специалистов журналистиковедения и научно-педагогических кругов, но и общественности к медиа - образованию как нового научного ответвления, которое, бесспорно, требует своего изучения, обобщения и практического воплощения.

Согласно цели исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать роль молодёжных СМИ на современном этапе, их деструктивное влияние на молодёжь.

2. Обосновать место медиаобразования в современном русском информационном пространстве.

3. Определить сущность и условия применения медиаобразования в информационном обществе.

Научная новизна работы заключается в исследовании противоречия между объективным существованием общественного феномена медиаобразования, медиа - продукция, которая неоднозначно влияет на сознание молодого человека, формирования системы её ценностей, и неподготовленностью аудитории к адекватному восприятию информации, что и составляет серьёзную социальную проблему. Ситуация осложняется отсутствием научных разработок по этому вопросу не только в области социальных коммуникаций, но и педагогики, психологии и практических методик. Именно через средства массовой информации ускоряется процесс изменения ценностей и моделей поведения, которые доминируют в определённое время развития общества [14]. Притом связи между молодым поколением и глобальной медиасистемой очень противоречивые. С одной стороны, молодёжь имеет широкие возможности для расширения кругозора, знакомства с другими культурами, включаясь в образовательный процесс на основе современных информационных технологий, а с другой - пока эти процессы происходят неконтролируемо, без соответствующих самофильтров, что несёт определённые угрозы самому обществу.

 

Глава 1. Влияние СМИ на образование современной молодёжи

1.1. СМИ в медиаобразовательном процессе

Средства массовой информации (СМИ) — один из социальных институтов, которые в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определённое влияние на население в целом, в том числе и на отдельные возрастные и социальные категории [1, 17].

Можно отметить два аспекта такого влияния:

— во – первых, СМИ существенно способствуют усвоению людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и формированию у них ценностных ориентаций в сфере образования, поведения, политики, экономики, здоровья, права и т. п;

— во – вторых, СМИ фактически являются своеобразной системой неформального образования и просвещения различных категорий населения. При этом пользователи СМИ приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные знания, сведения по различным вопросам общественной и политической жизни. Изучая понятие «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «пресса», «печатные средства массовой информации», можно сказать, что в них есть много общего. К средствам массовой информации относятся кино, радио, телевидение, периодические печатные издания, реклама и др. Пресса — общее название периодической печати, то есть газет и журналов. «Массовая коммуникация» (англ. — mass media) — систематическое распространение информации с помощью технических средств (через прессу, радио, телевидение, кино, звуковые видеозаписи) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и осуществления идеологических, политических, экономических и организационных воздействий на позицию, мнение и поведение людей, в частности молодёжи [2].

Рассматривая средства массовой информации как особый фактор влияния на процесс социализации молодёжи, необходимо отметить, что непосредственным объектом воздействия информационных сообщений является как отдельный индивид, так и большая группа людей, составляющих аудиторию для того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

Прошлое столетие дало нам первые результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. Цивилизационные изменения, которые произошли, повлекли за собой и иной статус информации. Коренным образом изменилась зависимость общества от информации, оно стало более уязвимым в этом отношении [1]. Так, с распадом СССР «собственные» информационные потоки внутри России и извне довольно ощутимо увеличились. Дело в том, что западная модель мира как более рациональная, материалистическая - находится в конфликтных отношениях с её восточными вариантами, которые носят, в основном, эмоциональный, духовный характер. Культурам патриархальным, к которым в известной степени относится и русская, трудно находить общий язык с культурой «нового света», не имеющей глубоких исторических, культурных корней, и ориентированной на инновационную деятельность. Французский социолог А. Моль полагает, что с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества или индивида утрачивает своё значение. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестаёт играть прежнюю роль [3].

Для молодого человека сегодня гораздо большее значение имеет не сумма знаний, получаемых в семье, школе или вузе, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтёт в афише или газете, узнает из разговора с друзьями и соседями. В результате первая более - менее целостная система знаний и ценностей заменяется набором различных установок, на которые постоянно воздействуют масс - медиа.

Распространяемая с Запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т. е. с погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые вроде бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Западные социологи часто повторяют, что в современном мире господствуют три «М» - массовое общество, массовая культура и масс - медиа. Почти вся современная массовая культура, так или иначе, проходит через СМИ, проникает в широкие слои населения, самые отдалённые уголки. При том масс - медиа служат как носителями культуры, так и средствами манипуляции [8].

Ценности «общества потребления», которые на начальном этапе «информационного общения» многим русским кажутся весьма привлекательными, впоследствии дискредитируются осознанием тех духовных, социокультурных и экологических проблем, которые стоят за ними. Реакцией значительной части молодёжи на распространение западного влияния в сфере культуры становится нарастающее стремление к сохранению и развитию культурной самобытности, исторического наследия и независимости. Это сопровождается утверждением соответствующих позитивных ценностей (солидарность, гармония, преемственность и тому подобное), одетых в специфическую символику и семантические конструкции. Современная цивилизация самоидентифицируется с помощью набора мифотворческих ценностей - это масс-медиа, кино, сценическое искусство, массовая литература, формирующие в совокупности у молодого человека представление об окружающем мире. Хотя все это - средства массовой культуры, но все они обладают и идеологическим признакам. Возрастание видов и числа информационных средств, потоков породило разделение общества на тех, кто производит информацию, и тех, кто её потребляет. И если прежде в процессе познания мира человек опирался на собственные коммуникативные средства (глаза, уши, обоняние, осязание) и возможности, то сегодня в своём большинстве они получают субъективную, переработанную, препарированную и идеологически заданную информацию, попадая в зависимость от того, кто её предоставляет, от тех целей и задач, которые ставят перед собой СМИ [6].

Подростковая и молодёжная пресса - самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она призвана приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, которое является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему, средством коммуникации, что даёт возможность общаться друг с другом. С её помощью юная аудитория познает мир. Специфика этого вида СМИ определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью. В связи с этим в ней используются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы общения с аудиторией. В целом в условиях массированного, системного влияния СМИ подростки и молодёжь «впитывают» в себя и используют большую часть установок и разнообразных клише, предлагаемых им газетами, журналами, радио и телевидением. Нельзя говорить, что на информационный иммунитет решающее влияние имеет уровень образования или благосостояния. СМИ одинаково успешно формируют личность вне этой зависимости. Но чем раньше начинается этот процесс, тем он эффективнее, необратимый.

  1. Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «Закон о средствах массовой информации» // Опубликовано 28 ноября 2007 г. на сайте «Российской Газеты».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Опубликовано 11 февраля 2009 г. на сайте «Российской Газеты».
  3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.: ил.
  4. Варецкий Б.И. Шелест страниц, как шелест знамен. Пресса России в трех политических режимах: Научно-исторический очерк. - М.: «РЕСК», «Информ Форте», 2001. - 272 с.
  5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 456 с.
  6. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ). - М.: РОССПЭН, 2000. - 382 с.
  7. Грабельников А.А. СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. – М.: Политиздат, 1995. – 238 с.
  8. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: РИП-Холдинг, 2001. - 329 с.
  9. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. - М.: Центр Карнеги, 1999. - 76 с.
  10. Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. - М.: «Студия Викон», 1996. - 72 с.
  11. Дилигенский Г.Г. Политика и общественное мнение // МЭиМО. - 2001. - № 10. - С. 46-57.
  12. Добреньков В. Методология и методика социологического исследования. - М.: Академический проект, 2009. – 344 с.
  13. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме // Социологические исследования. – 2010. - № 12. – С. 107-114.
  14. «Интернет в России». Специальный выпуск. Март 2009 г. // http://bd.fom.ru
  15. Козина Е.С. СМИ и выборы: Ресурс и угрозы политического мифотворчества. - М.: Изд-во «ВК», 2005. - 60 с.
  16. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. – 2010. - № 1. – С. 58-66.
  17. Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
  18. Общество - средства массовой информации - власть: Учебное пособие / С.В. Коновченко. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2001. - 207 с.
  19. Плющ А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. – 2010. - № 1. – С. 77-86.
  20. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998. – 412 с.
  21. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефлбук, 2000. - 468 с.
  22. Прохоров Е.П.Журналистика, государство, общество. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 367 с.
  23. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. - М.: Ювента, 1999. - 421 с.
  24. Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 23 с.
  25. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. - 100 с.
  26. Система средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 260 с.
  27. События недели. 25-26 июня. 2011 г. // http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1126/d112606
  28. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М.: Издательство «Весь Мир», 2001. - 272 с.
  29. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. - М: Политиздат, 1987. – 322 с.
  30. Чистяков И.В. Средства массовой информации в общественно-политической жизни Российской Федерации (1992-2003 гг.): дисс. . канд. ист. наук. - М., 2007. - 167 с.
  31. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 45 с.
  32. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Изд-во МГУ, 2002. – 74 с.
  33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - Москва: Омега-Л, 2007. – 388 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Иосиф Сталин в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Адольф Гитлер в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2015 год 57 стр.
Курсовая Организация работы пресс-службы на примере газеты
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское