Введение
Глава 1. Предпосылки Смутного времени
Глава 2. Основные события Смуты
Глава 3. Окончание Смутного времени и избрание Михаила Романова на царство
Глава 4. Последствия и значение Смутного времени
Заключение
Список использованной литературы
В течение периода, известного как Смутное время, страна перенесла голод, который был одним из самых страшных в ее истории. Вслед за голодом началась первая российская гражданская война – самое большое и мощное восстание в российской истории до XX в.; это был первый случай, когда русские люди восстали против своего царя. Гражданская война продолжалась много лет и вызвала иностранную военную интервенцию и хаос, пока, наконец, воцарение династии Романовых не положило конец Смутному времени.
Рассматривая восстания Смутного времени как социальную революцию против крепостничества, эти ученые обычно искали происхождение того, что они называли «первой крестьянской войной», обращаясь к предшествующему времени, к бурному царствованию Ивана IV (1547 – 1584) и установлению крепостного права.
Актуальность данной темы заключается в том, что период Смутного времени – наиболее сложные, противоречивые и в то же время исторически интересные годы российской истории.
Цель исследования обусловлена актуальнстью темы и заключается в изучении данного исторического периода Росии.
Соответственно, задачами исследования являются:
Выявить предпосылки Смутного времени;
Охарактеризовать основные события и этапы Смуты;
Выделить этап окончания Смутного времени и указать на его особенности;
Изучить значение Смуты для дальнейшего развития истории России.
Глава 1. Предпосылки Смутного времени
Период конца XVI – начала XVII вв. был временем тяжелых испытаний, выпавших на долю русского народа. Внезапный кризис 1568 – 1572 гг. вызвал «великую разруху», которая продолжалась вплоть до конца столетия. Это время было отмечено тяжелым поражением в Ливонской войне и введением крепостного права. Россия не оправилась от потрясений в 1590-х гг., как полагали некоторые историки.
Напротив, совокупное действие многих факторов вызвало серьезный государственный кризис. Это было народное восстание в поддержку претендовавшего на престол царевича Дмитрия, которое объединило различные элементы российского общества. Не имеется никаких свидетельств, что восставшие боролись против крепостничества, и отмена крепостничества никогда не провозглашалась целью восставших. Фактически, крепостные не участвовали активно в гражданской войне, а остальные крестьяне – за исключением богатых крестьян Комарицкой волости – были вовлечены незначительно. [1]
Кроме того, холопы, участвовавшие в гражданской войне, были не дворовыми людьми (как считалось длительное время), а военными слугами-холопами, не заинтересованными в социальной революции. Восставшими не двигала (как думали раньше) «социально-утопическая» легенда о царевиче Дмитрии как о «возвращающемся освободителе» народа от крепостничества. Восставшие были, прежде всего православными христианами, вера которых побуждала их к тому, чтобы рискнуть бросить вызов Годунову и Шуйскому, которых они считали незаконными царями.
Крепостничество, конечно, играло роль в порождении гражданской войны, но эта роль была не такой, как полагала традиционная марксистская историография.
Тяжелое положение сложилось в некоторых пятинах Новгородчины: по расчетам петербургских историков, в первой половине XVI в. зерновое производство на поместных землях Водской и Деревской пятин не обеспечивало минимального уровня потребления в 15 пудов на человека. В отличие от других районов, население здесь не росло, а уменьшалось; низкий уровень потребления способствовал увеличению смертности от эпидемий.
Таким образом, мы видим здесь ситуацию экологического равновесия: низкий уровень жизни приводит к прекращению роста населения.[2]
В середине XVI в. в Россию после долгого перерыва вновь пришел голод. В экономической истории соотношение между численностью населения и продовольственными ресурсами обычно характеризуется заработной платой, исчисленной в килограммах зерна. К сожалению, в нашем распоряжении имеются лишь единичные данные о поденном найме; гораздо больше информации имеется об условиях годового найма монастырских работников. Монастыри привлекали для обработки своей пашни наемных работников, «казаков» или «детенышей»; эти работники получали от монастыря продукты и денежное содержание, «оброк».
Уровень жизни в 1550-х гг. был примерно таким же, как в голодные годы. В соответствии с демографически-структурной теорией рост населения должен был сопровождаться также и увеличением численности дворянской элиты, а следовательно, измельчанием поместий.[3]
Антибоярские настроения дворянства со всей силой проявились в известной «Челобитной» Ивана Пересветова, поданной царю Ивану IV в сентябре 1549 г. Многие исследователи рассматривали начавшиеся затем реформы Ивана IV как начало долгой борьбы дворянства против бояр; эта борьба привела к учреждению опричнины, конфискации значительной части боярских земель и раздаче их в поместья; она не кончилась с отменой опричнины и на протяжении полувека оставалась одним из главных проявлений социально-политического кризиса, начавшегося в правление Ивана IV.
Конфликт бояр и дворянства может быть истолкован как результат действия демографического фактора, однако этот конфликт лишь отчасти объясняет содержание реформ Ивана IV. Дело в том, что в ход событий вмешиваются другие факторы – фактор технических инноваций и фактор диффузии. «Челобитная Ивана Пересветова» содержала не только советы «веселить сердце» «воинникамдворянам», но и рассказ о том, как османский султан Магмет (Мехмед II) «великую правду в царстве своем ввел». Это была целая программа реформ, предполагающая заимствование турецких порядков, и одной из этих реформ было создание стрелецкого войска по образцу корпуса янычар.[4]
Летом 1550 г., спустя девять месяцев после подачи Пересветовым его «Челобитной», был сформирован корпус «выборных стрельцов». Таким образом, была создана постоянная (и быстро растущая) наемная армия, вооруженная огнестрельным оружием. Это было начало «военной революции», которая, по теории М. Робертса, должна была повлечь за собой цепь неизбежных следствий: реформу налоговой системы, создание бюрократического аппарата и наступление «военно-бюрократического абсолютизма».