В условиях возрастания роли внешнеэкономической деятельности, отказа государства от монополии внешней торговли и осуществления права выхода юридических и физических лиц на внешний рынок, особо актуальным стал вопрос практики осуществления внешнеторговых операций субъектами хозяйствования.
Сегодня таможенная служба России – это государственный институт, охватывающий своей структурой и деятельностью всю территорию страны. Она стала неотъемлемой, жизненно необходимой частью экономической, политической, правоохранительной системы Российской Федерации.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования таможенного законодательства в области регулирования экспорта продукции отечественного производства.
Таможенный режим экспорта требует дальнейшего развития в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, увеличением объемов товарооборота, расширением внешнеэкономических связей Российской Федерации. Особенно следует уделить качественным и временным показателям при определении стратегии развития и совершенствования помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Формирование таможенного законодательства не завершено, его отличают сложность и нестабильность, поскольку таможенное дело – динамично развивающаяся отрасль знаний и практической деятельности. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу при помещении их под таможенный режим экспорта и обоснование направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- Изучить осуществляемый контроль таможенными органами за ввозом и вывозом товаров;
- Выявить способы совершенствования организации таможенного контроля вывозимых товаров;
- Выявить способы совершенствования е технологии таможенного контроля вывозимых товаров.
Предмет исследования – таможенный контроль товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта.
Объектом исследования является структурное подразделение Белгородской таможни – Белгородский таможенный пост.
Теоретическая основа данного исследования включает труды отечественных ученых в области таможенного дела. При подготовке курсовой работы с целью наиболее эффективного и глубокого анализа выбранной темы широко использован нормативно-правовой материал таможенных органов Российской Федерации.
Методической основой выполнения курсовоц работы явились общенаучные методы и приемы исследования: системный анализ и синтез, аналитические группировки. Для обработки информации использованы современные компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения.
Глава 1 Контроль таможенными органами за ввозом и вывозом товаров.
1.1 Таможенный контроль товаров
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным нормативным актом.[1]
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля должностные лица таможенного поста не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования должностных лиц таможенного поста, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
При осуществлении документального контроля таможенный инспектор таможенного поста проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:[2]
проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;
контроля правильности определения классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России;
контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;
валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
контроля таможенной стоимости;
контроля статистической стоимости;
контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);
контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;
выявления рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.
Проведение документального контроля при условии отсутствия риска (рисков) указанного в профиле риска должно осуществляться таможенным инспектором таможенного поста в срок не более 1,5 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации.[3]
При этом по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованному с начальником вышестоящего регионального таможенного управления, допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов увеличение указанных сроков.
При осуществлении сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному посту для проверки декларации, а также с
электронными копиями таможенных документов таможенный инспектор таможенного поста осуществляет:
сверку количественных данных (количество мест, вес и пр.);
сверку стоимостных данных;
сверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах.
При контроле соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности должностное лицо таможенного поста осуществляет:[4]
проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся на товаре объектах интеллектуальной собственности;
проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых Федеральной таможенной службы сведениях из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях и порядке, установленных нормативными актами Федеральной таможенной службы;