Введение
1 УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (конец 50-х — середина 60-х гг.)
1.1 Общие тенденции уголовного законодательства
1.2 Военно-уголовное законодательство в послевоенный период
- СОВЕТСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (середина 60-х -начало 80-х гг.)
2.1 Кодификация законодательства
2.2 Уголовное право
Заключение
Список использованной литературы
Период охватывающий десятилетия с середины 50-х годов до конца 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству". Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики. Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.
Актуальность темы курсовой работы: уголовное право, будучи одной из отраслей права, представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти и определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общественных отношений в стране.
В ходе послевоенного развития государственности СССР происходили серьезные изменения общественных отношениях, что неумолимо влекло за собой значительные перемены в различных отраслях права и в значительной степени уголовного законодательства.
Коренные социально-экономические преобразования и процесс построения принципиально нового общества требовали кардинального изменения нормативно-правовой базы, с помощью которой регулировались бы общественные отношения в их новом воплощении.
Все данные процессы, в конце концов, и привели к созданию советского уголовного права, которое практически на протяжении всего XX века развивалось, трансформировалось и совершенствовалось, достигнув значительных результатов в своей эволюции и создав реально надежный фундамент уже для современного российского уголовного права.
Таким образом, детальное рассмотрение развития уголовного права в СССР в послевоенный период с «хрущёвской» оттепели и до периода брежневского «застоя» представляет на сегодняшний день огромный интерес. Это в свою очередь, обуславливает актуальность разработки данной проблемы.
Объектом исследования является трансформация советского уголовного права.
Предмет исследования составляют нормы советского уголовного законодательства.
Цель исследования – комплексный анализ советского уголовного право в период с конца 50-х до начала 80-х годов.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
–охарактеризовать общие тенденции уголовного законодательства в СССР в период с середины 50-х – до середина 60-х гг.
–рассмотреть специфику военно-уголовного законодательства в послевоенный период,
–проследить трансформацию советского уголовного права с середины 60-х до начала 80-х годов.
Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены уголовное право в период либерализации общественных отношений (конец 50-х - середина 60-х годов); во второй главе проведен анализ советского уголовного права в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х годов - начало 80-х годов). В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
1. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (конец 50-х — середина 60-х гг.)
1.1 Общие тенденции уголовного законодательства
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г., 9 мая 1943 г. и 27 января 1944 г. вновь был расширен круг субъектов преступлений против военной службы. К военнослужащим приравнивались работники железнодорожного транспорта, морского и речного флотов, личный состав военизированной охраны предприятий и военизированной пожарной охраны. Было также сформулировано несколько новых составов преступлений для военнослужащих: незаконное награждение орденами, медалями и нагрудными знаками, а равно их передача другим лицам; утрата Красного знамени по малодушию войсковой части.
Специфика военного времени обусловила некоторые особенности исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Во-первых, предусматривалась отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы до окончания военных действий с направлением виновных на фронт 1 . Во-вторых, военнослужащие, отбывавшие наказание в виде содержания в дисбате, были освобождены от данного наказания и также направлены на фронт. Военное положение было отменено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1945 г. и 4 июля 1946 г. в связи с победой и окончанием войны. В связи с этим многие чрезвычайные нормы были отменены.
В послевоенный период начался новый этап в развитии законодательства о преступлениях против военной службы. В результате обобщения практического опыта применения законодательства в условиях военного времени Президиум Верховного Совета СССР принял 15 февраля 1957 г. Указ «О внесении изменений и дополнений в Положение о воинских преступлениях 1927 года». Данным Указом были установлены новые составы преступлений против военной службы: угроза начальнику в связи с его служебной деятельностью (ст. 3.1); нарушение правил эксплуатации и вождения боевой или транспортной машины, правил полётов, правил кораблевождения (ст.ст. 14.1-14.3); нарушение правил несения службы на объектах, предназначенных для предотвращения нарушения воздушного или морского пространства СССР (ст. 15.2); добровольная сдача в плен и преступления в плену (ст.ст. 22.1-22.2). Наряду с дезертирством (ст. 7) и самовольной отлучкой (ст. 10) был введён новый состав самовольного оставления части (места службы) (ст. 8), который был отграничен от первого по субъективной стороне (желание вовсе уклониться от военной службы), а от второго - по объективной (продолжительность отсутствия).
12 апреля 1957 г. было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в Вооружённых Силах СССР. При этом направление в дисциплинарный батальон стало применяться к военнослужащим в 1 Данное положение было введено уже упоминавшимся постановлением ЦИК и СНК СССР от 23.05.1928 г., когда Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. были дополнены соответствующей ст.19.2 (прим. 2 к ст.28 УК РСФСР 1926 г.). качестве наказания за совершение не только преступлений против военной службы, но и некоторых общеуголовных преступлений.
Работа по совершенствованию законодательства о преступлениях против военной службы завершилась принятием 25 декабря 1958 г. Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» (далее: Закон 1958 г.). Данный закон, будучи составной частью единого союзного законодательства, в дальнейшем текстуально полностью воспроизводился в уголовных кодексах союзных республик, например, в главе 12 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. (далее УК РСФСР 1960 г.). В основу закона была положена система ПоВП 1927 г. за исключением ряда норм, которые потеряли своё практическое значение. Так, с целью стимулирования инициативы военных командиров и принятия ими разумных решений в боевых условиях был исключен состав самовольного отступления начальника от данных ему для боя распоряжений.
II сессия Верховного Совета СССР пятого созыва 25 декабря 1958 г. приняла Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, заменивший Положение о воинских преступлениях 1927 г. Принятие Закона об уголовной ответственности за воинские преступления, как и других уголовных и процессуальных законов, является свидетельством практического осуществления решений XX съезда КПСС о дальнейшем всемерном укреплении социалистической законности и правопорядка в стране.
Новый военно-уголовный закон соответствует современному состоянию Вооруженных Сил Советского государства, отражает важнейшие изменения в жизни Советской Армии и Военно-Морского Флота за тридцать с лишним лет, прошедших после принятия Положения о воинских преступлениях 1927 г. В законе широко использован в обобщенном виде богатый опыт органов военной юстиции по борьбе с воинскими преступлениями, особенно военно-судебная практика периода Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и послевоенных лет.
Являясь важным средством борьбы с общественно опасными посягательствами на установленный в советских Вооруженных Силах порядок несения военной службы, Закон об уголовной ответственности за воинские преступления несомненно будет способствовать дальнейшему укреплению воинской дисциплины и порядка в войсках, повышению боевой готовности частей и подразделений Армии и Флота.
Одним из важнейших условий высокой боеспособности и боевой готовности Советской Армии и Военно-Морского Флота является дальнейшее укрепление воинской дисциплины и порядка в войсках, строгое выполнение всеми военнослужащими советских законов и основанных на них воинских уставов и приказов командиров и начальников.