Введение
1. История науки об управлении и управленческих решениях
1.1. Возникновение науки об управлении
1.2. Формулировка принципов и целей управления
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих решениях
2. Современный подход к разработке управленческих решений
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений
2.2 Место и роль управленческого решения в процессах управления современной организацией в сфере торговли и услуг
2.3. Особенности разработки и реализации управленческих решений в рыночных условиях
3. Примеры практической реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг
Заключение
Список использованной литературы
В первой половине XX в развивались четыре различных школы управленческой мысли: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или кол костной школа). Сторонники каждого из этих направлений полагали, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации Исследования, осуществлялись потом, и научные попытки применить теоретическое открытие школ на практике свидетельствуют, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. Однако каждая из школ внесла значительный вклад в отрасль управления.
На сегодняшний день теория менеджмента выделяет четыре классические подходы к управлению
Подход с позиции выделения различных школ в управлении включает в себя четыре различные направления, выделившихся в самостоятельные школы - это школа научного и административного управления, человеческих отношений, науки о поведении с точки зрения количественных методов
Системный подход является весомым вкладом в изучение управления. Организация представлена - как открытая система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структуры, задачи и технологии, ориентированных на достижения целей в условиях переменного внешней среды.
Ситуационный подход базируется на том предположении, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Организация в своей деятельности постоянно находится в таких ситуациях, на которые необходимо реагировать.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В этом подходе оказывается функциональный взгляд на процесс управления, в котором реализуются четыре функции управления планирование, организация, мотиваций и контроль.
С ростом индустриализации и специализации необходимость конкретного использования управления стала еще более очевидной Гарольд Кунц разработал современные подходы к менеджменту, исходя из позиций эффективно ого менеджера:
Эмпирический подход - эффективный управляющий - это тот, кто овладевает знаниями, необходимыми для координации усилий.
Подход с точки зрения поведения человека - эффективный управляющий должен постоянно учиться.
Подход с точки зрения социальной системы - эффективный управляющий должен знать не только аспекты индивидуального поведения работников, но и понимать динамику работы группы.
Подход с точки зрения теории принятия решений - каждая управленческая действие является действием по принятию решения и каждый управленческий фактор может быть просчитан и скоординированный.
Математический подход - предполагает необходимость давать определение и характеристику, применять функциональные символы для обеспечения должностных обязанностей.
Операционная подход - предполагает необходимость оценки управленческой ситуации и использования любой информации или знаний, которые дадут наибольший эффект в этом случае.
Анализ изученных источников и литературы. Анализ темы данной работы нашла отражения в трудах следующих авторов: Е. П Истомин и А. Г Соколов, Балдин К.В., Воробьёв С.Н., Уткин В.В., Юкаева В.С.
Целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов в истории науки об управлении и управленческих решениях.
Объектом исследования является научные подходы применяемые в науки об управлении и управленческих решениях.
Предметом исследования является эволюция взглядов в истории науки об управлении и управленческих решениях.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- исследование возникновения науки об управлении;
- исследование формулировки принципов и целей управления;
- рассмотрение школ и подходов в науке об управлении и управленческих решений;
- исследование основных этапов разработки управленческих решений;
- рассмотрение места и роли управленческого решений в процессах управления современной организации в сфере торговли и услуг;
- изучение особенности разработки и реализации управленческих решений в рыночных условиях;
- рассмотрение примера практической реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг.
Методами исследования в данной работе являются исторический, абстрактно-логический, и аналитический.
Курсовая работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. История науки об управлении и управленческих решениях
1.1. Возникновение науки об управлении
Развитие науки управления в 20 веке характеризуется множеством школ и подходов, разрабатывающих те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента зависела от факторов, доминирующих в науке и производстве на тот или иной момент.
Таким факторами в разное время становились – отделение управления от собственности, рост крупных организаций, развитие наук о человеке, революционные перемены в технологии, глобализация производства и рынков, развитие информационных технологий, многообразие потребительского спроса и др.
Существует большое разнообразие классификаций школ менеджмента, действовавших в истекшем 20 веке. Одной из наиболее популярных классификаций является классификация, предложенная американцами Месконом, Альбертом и Хедоури.
Эта классификация содержит четыре важнейших подхода, выделивших четыре большие школы управления, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки об управлении:
- Подход с точки зрения научного управления – школа научного управления. Возникновение этой школы связано с именем американского инженера-практика и менеджера Ф.У.Тейлора, а также Генри Гантта, Френка и Лилии Гилберт. Основной заслугой Тейлора явилось создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Большое внимание Тейлор уделил повышению производительности труда, нормальному обслуживанию рабочих мест, улучшению использования производственных фондов, организации учета и отчетности, повышению стимулирующей роли системы оплаты труда.
- Административный подход – классическая школа управления. Основоположником классической или административной школы является Анри Файоль, а талантливыми последователями - Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер и др. Представители классической школы определили общие характеристики и закономерности управления организацией в целом. Разработанные ими универсальные принципы управления являются актуальными до сих пор.
- Подход с точки зрения человеческих отношений и с точки зрения науки о поведении – школа психологии и человеческих отношений. Многочисленные представители этой школы основное свое внимание уделили человеческому фактору. Они обратили внимание на то, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Возникновение доктрины «человеческих отношений» связывают с именами американских ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, а также М.Фолетт известных своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Бихевиоризм или психология поведения работников в зависимости от влияющих на них стимулов активно изучался Э.Торндайком, Ч.Бернардом, А.Маслоу, Б.Скиннером и Д.Макгрегором.
- Подход с точки зрения количественных методов – школа науки управления. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук. Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, П.Анохин, А.Каунота, В.Парето, Л.Канторович. Школа науки управления занимается исследованием проблем управления с использованием кибернетического подхода и применением информационно-математических систем. Кроме этого, эта школа явилась источником разработки таких современных подходов к управлению, как системный, процессный и ситуационный подходы.
1.2. Формулировка принципов и целей управления
Эффективная деятельность предприятия и его выживаемость возможны при балансе целевых задач, персонала и управления им менеджментом. В современных условиях научно-технического прогресса, перехода к постиндустриальному обществу управление должно осуществляться на научно обоснованных и проверенных практикой принципах, которые определяют стратегию, приоритеты, методику управления.
Принципы управления осуществляются менеджментом предприятия, поэтому они имеют субъективный характер, но эффективность их зависит от того, насколько они соответствуют объективным экономическим законам и объективной реальности. Объективный характер принципов управления возможен при их базировании на законах управления, обоснованных фундаментальными научными исследованиями.
Принципы управления должны соблюдать баланс личных интересов работников и стратегических целей предприятия на основе научности, системности, демократического централизма. Принципы научного управления подразумевают функционирование системы управления на научной основе. Эти принципы носят противоречивый характер, т.к. в реальных условиях всегда имеются противоречия между теорией и практикой и объективные закономерности, используемые для выработки принципов управления, осуществляются на практике субъектами (менеджментом предприятий), поэтому неизбежен субъективизм в процессе реализации принципов. Эти противоречия могут быть минимизированы путем использования информационных технологий в системе управления и повышения уровня профессионализма и культуры менеджмента предприятия, развития его способности логического осмысления объективных закономерностей развития общества. Менеджмент должен не только обладать профессиональными знаниями, но и уметь использовать закономерности экономики, философии, психологии, этики, природоведения и других областей знаний.
Наука управления развивалась не обособленно от других наук, в нее включались наработки в области математики, психологии, социологии и ряда других наук. В сочетании с результатами исследований в смежных областях знаний уточнялась и корректировалась теория управления, что способствовало приближению теоретических исследований к их практическому применению.
Необходимость корректировки научных подходов к теории управления диктуется также революционными изменениями внешних условий экономического развития. Коренное изменение внешних условий возникало при переходе от плановой экономики к рыночной в постсоветских странах, переходе от индустриального к постиндустриальному обществу в развитых странах, глобализации экономики, замене концепции «экономического человека» концепцией личности, развитии информационных технологий. Каждое из этих изменений требовало нововведений в теорию управления.
Теория управления в своем развитии прошла ряд этапов, на каждом из которых создавалась своя школа управления, признанная единственно правильной в тех условиях, когда она создавалась.