Курсовая работа|Социология

Социальная группа как важнейший элемент структуры общества

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

1.Социальные группы: понятие и основные характеристики

1.1 Понятие «социальные группы» и их классификация

1.2 Основные свойства и категории социальной группы

2.Социальная группа как важнейший элемент структуры общества

Заключение

Список литературы

 

Общество – это не просто совокупность отдельных людей. Среди больших социальных общностей классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп или может занимать некое промежуточное (переходное) положение: оторвавшись от привычной социальной среды, он еще не полностью включился в новую группу, в его образе жизни сохраняются черты старого и нового социального положения. Существуют разные социологические теории. Каждая из них дает свое объяснение явлениям и процессам, происходящим в социальной сфере жизни общества.

В своей курсовой работе я более подробно хотела бы осветить вопрос, что такое социальная группа, рассмотреть классификацию социальных групп. Среди больших социальных общностей классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп.  Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным  или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Поэтому выбранная тема курсовой работы – «Группа как развивающаяся система, динамика становления, развития и функционирования» - представляется довольно современной и актуальной для рассмотрения.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Группа - это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Цель работы: изучить динамику развития социальных групп, а также дать полную характеристику понятия групп.

Данная цель раскрывается через решение следующих задач:

  1. Рассмотреть основные характеристики групп: объем, структуру, виды.
  2. Определить свойства группы.
  3. Охарактеризовать развитие группы.
  4. Представить социальную группу как важнейший элемент общества.

В процессе подготовки работы была изучена специальная учебная литература по социальной психологии, истории и теории психологии, а также психологии личности. Использовались также справочники и психологические практикумы. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых – по три подпункта, заключения, библиографического списка, глоссария основных терминов и приложения.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав основной части, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка.

 

1.Социальные группы: понятие и основные характеристики

1.1 Понятие «социальные группы» и их классификация

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются друг от друга и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

В философско-социологической науке [1;  24 стр.] выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенче­скую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально- демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру про­фессиональную, по отраслям хозяйства.

На фоне возросших общественных и на­учных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы ком­плексно.

Мы полагаем, что центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и их взаимосвязи и в первую оче­редь ее отдельные социальные группы.

Социальная структура общества пред­ставляет собой сложное и многоплановое системное образование [2; 121стр.]. В ней выделяются различные по характеру, обще­ственной роли социальные общности, скла­дываются сложные взаимоперекрещивающиеся связи между ними.

Гносеологической базой системного под­хода служит общая теория систем, автором которой считается австралийский биолог Л. Берталанфи.

В социальной философии признано деление общества на макро- и микросоциальную структуры. Особенно интенсивно изучаются элементы микросо­циальной структуры в рамках специальных исследований. И все же общее философско- социологическое осмысление этих элемен­тов, раскрытие их взаимосвязей и связей с большими группами людей еще явно не со­ответствуют реальному значению этих со­циальных групп в обществе, возрастанию их роли.

Несмотря на то что понятие «группа» является одним из самых важных в соци­альной философии [1; 97 стр.], у ученых нет полного согласия относительно его опреде­ления. Этому есть несколько причин. Во- первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социальной философии появляются в ходе социаль­ной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множе­ство видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделить из этих сообществ определенные типы.

Группа - это нечто большее, чем собра­ние людей. В контексте проводимого иссле­дования нами наиболее детально рассмотре­на классификация социальных групп.

Жизнь стягивает нас в запутанный клу­бок взаимосвязей с другими людьми. Наши человеческие качества выявляются в резуль­тате таких взаимоотношений в ходе социаль­ного взаимодействия.

Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инстру­ментальные.

Экспрессивными связями в социальной философии считаются социальные связи, образующиеся в результате принятия чело­веком эмоционального участия в решении проблем других людей.

Инструментальные связи - это социаль­ные связи, образующиеся в результате со­трудничества индивидов для достижения какой-то цели.

В соответствии с вышеуказанными ти­пами социальных связей выделяют два типа социальных групп: первичные и вторичные.

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990 г.
  2. Авдеев С.П. Знание в связях социальности. - М., 2005.
  3. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология. - Киев, МАУП, 1997.
  4. Андреева Г.М. «Социальная психология». - М., 1998г.
  5. Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю. М. Жукова, О. В. Соловьевой. - М., 1994 г.
  6. Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. - К., 1993 г.
  7. Корнев М. Н., Коваленко А. Б. Социальная психология. - К., 1995 г.
  8. Кравченко А.И. Социология. - Екатеринбург, 1998.
  9. Кричевский Р.Л, Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1994 г.
  10. Каганович А.А. Социальная группа как объект социально-философского анализа // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 1 (17).
  11. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001.
  12. Лукьянов В.Г., И.С.Урсу Социология. Учебное пособие. - Ст-П.: 1994.
  13. Малышев А.А. Психология личности и малой группы. - Ужгород, 1997г.
  14. Майерс Д. Социальная психология. - Спб., 2002г.
  15. А.Молодцов, С.Хохель Практикум по прикладной соционике. - Киев МАУП, 1994.
  16. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1984.
  17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии т.1, 2 Ростов-на-Дону, 1996.
  18. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. - М., 1995 г.
  19. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
  20. Собчик Л. Н. Диагностик межличностных отношений. - М., 1990 г.
  21. Социология. /Под ред. Елсукова А.Н. - Минск, 1998.
  22. Социальная психология./ Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С., Л. 1979г.
  23. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991 г.
  24. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994.
  25. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2017 год 37 стр.
Курсовая Инвалиды как объект социологии
bugdakova.anya
Курсовая работа Социология
2016 год 31 стр.
Курсовая Фестиваль как форма социально-культурной деятельности
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 30 стр.
Курсовая Шоппинг как социально-психологическое явление
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 42 стр.
Курсовая Личные качества как ценность современных россиян
Telesammit
Курсовая работа Социология
2014 год 36 стр.
Курсовая Безработица среди молодежи как социальная проблема
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское