ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы работы с детьми из дисфункциональных семей
1.1. Категориальный аппарат
1.2. Нормативно-правовая база
1.3. Роль семьи в формировании личности ребенка
Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование
2.1. Стратегия и тактика исследования
2.2. Интерпретация полученных данных и их оценка
2.3. Рекомендации специалистам, работающим с детьми из дисфункциональных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбора данной темы. Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, начиная с ее элементарных продуктов. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формулируются дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат монопольные права и обязанности на приобщение своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи; низкий уровень заработной платы или ее невыплата; необоснованная дороговизна жилья и коммунальных услуг и пр. Асоциальные: алкоголизм членов семьи, наркомания, проституция. Психолого-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, супружеская неверность, эгоизм, неуравновешенность характеров. Медицинские: хронические заболевания (венерические, туберкулез и пр.), психические и сексуальные отклонения, импотенция.
Наиболее дисфункционально решаемые проблемы в нынешней острокризисной ситуации стали экономические причины распада семьи, но именно экономические проблемы являются самыми насущными, каждодневными для большинства населения России. Общее ухудшение экономического положения привело к резкому росту численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов семей, превращая типичную трудолюбивую российскую семью в неполную, малообеспеченную, девиантную. Социальная работа призвана смягчить эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом.
Таким образом, в современной деструктивной ситуации в стране, семья как элементарная частица общества испытывает максимальный дискомфорт, отражая всю нестабильность современного общества и неся тяготы как экономические, так и социально-психологические. Наиболее сложная ситуация в этой связи у детей из дисфункциональных семей. Именно эти дети сегодня нуждаются в помощи специалистов – педагогов, психологов, специалистов по социальной работе, медиков, юристов. Но именно эта категория граждан наименее защищена в современных социальных условиях.
В этой связи возникает острая необходимость изучения путей и средств помощи детям из дисфункциональных семей. Именно такой подход и обусловил актуальность выбора темы.
Цель исследования: изучение возможных путей социальной помощи детям из дисфункциональных семей.
Объект исследования – дети из дисфункциональных семей.
Предмет исследования – изучение путей и средств (инструмента) социальной работы, направленной на стабилизацию положения дисфункциональной семьи и помощь детям из таких семей.
Методы исследования – наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности детей, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент, частные диагностические методики, сбор, обработка и анализ полученной в ходе опытно-экспериментальной деятельности информации.
В числе частных диагностических методик были использованы:
методика определения уровня тревожности подростка (методика Ч.Д.Спилберга, адаптированной на русский язык Ю.Л.Ханиным),
диагностика межличностных отношений и определение «социальной ниши» у детей из дисфункциональных семей в группе сверстников (методика Д.Морено «Социометрия»),
диагностика состояния агрессии у подростков из неполных семей (методика Басса-Дарки),
диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса),
методика «Рисунок семьи».
Задачи исследования:
выделить особенности социальной работы с детьми из дисфункциональных семей в современных условиях,
определить круг приемов и методов социальной работы с детьми из дисфункциональной семьи в современных социально-экономических условиях нашей страны,
выработать и сформулировать рекомендации специалисту по социальной работе и программу работы с детьми из дисфункциональных семей.
Гипотеза. Предполагаем, что обеспечение социально-психологической комфортности ребенка из дисфункциональной семьи обусловлено грамотно и дифференцированно подобранным инструментарием социальной работы.
Методологической основой исследования служат:
концепция развития личности (Л.Выготского).
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования и выработанных в следствие его рекомендаций заключается в применении их специалистами по социальной работе с семьей, детьми; педагогами и психологами школ и студентами вузов для дальнейшего изучения проблемы.
Научная новизна проблемы заключается в инновационности подхода к комплексному изучению исходной проблемы.