Глава 1. Теоретические и методологические основы социальной реабилитации
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной реабилитации
Глава 2. Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов
2.1 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами
2.2 Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов
Заключение
Список литературы
Глава 1. Теоретические и методологические основы социальной реабилитации
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной реабилитации
Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, которая имеет категории: по полу возрасту и социальному статусу. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей[1].
Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.
Согласно данным Британского бюро по детству число детей-инвалидов составляет в Европейских странах 256 случаев на 10 000 детей, а в России - 60 на 10 000[2].
Отмечается, что если доля детей-инвалидов в России составляет 0,4% от общего числа детского населения, то в США - 11%. Такая разница объясняется не тем, что в Америке больше детей с отклонениями в развитии, а тем, что там учитываются малейшие отклонения в развитии ребенка, т.е. критерии оценки другие[3].
Анализ материалов государственной статистики, проведенный Л.Я. Гусевой с соавт., показал, что уровень детской инвалидности в Российской Федерации колебался в пределах от 24,5 ‰ до 34,7‰. Авторы объясняют рост контингента детей-инвалидов тем, что увеличился размер пособий по инвалидности и расширился объем льгот, предоставляемых этой категории инвалидов.
Среди детей-инвалидов 47,5% составляют лица дошкольного возраста и 52,5% лица школьного возраста. С возрастом детей уровень детской инвалидности возрастает. Причем, уровень детской инвалидности увеличивается с возрастной группы детей 0-3 лет до возрастной группы 13-15 лет в среднем в 2,5 раза.
Инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[4].
В настоящее время цивилизованные страны стараются решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научно-исследовательского подхода, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов[5].
Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, глухота, слепота, умственная отсталость[6].
[1] Загидулина, В.М. О социальной защите детей-инвалидов в России / В.М. Загидулина, Ф.Б. Михайлов // Вопросы экономики и права. – 2013. — №12. – С.78-80.
[2] Дети с ограниченными возможностями // Инновации в образовании. – 2014. — №10. – С.13-48.
[3] Дети с ограниченными возможностями // Инновации в образовании. – 2014. — №10. – С.13-48.
[4] Загидулина, В.М. О социальной защите детей-инвалидов в России / В.М. Загидулина, Ф.Б. Михайлов // Вопросы экономики и права. – 2013. — №12. – С.78-80.
[5] Дроздова, А. Социальные пенсии детям – инвалидам повысят // Вопросы социального обеспечения. – 2013. — №4. – С.19-21.
[6] Жорина Л. С. Социальное обслуживание: формы, методы, технологии // Социальное обслуживание. – 2013. — №2. – С.18-22.