Актуальность. В современном мире очень много профессий, одной из интересных можно назвать ремесло журналиста. Специалист этой сферы - человек, который умеет писать красивые тексты, способные привлечь любого читателя. Профессия изучает многие науки и данные, то есть человек, который выбрал эту специальность, должен уметь описывать события, происходящие в мире. Кроме того, он должен подавать эти новости интересно, чтобы у людей появлялось желание их читать.
Профессиональным работником данной сферы может быть только грамотный человек, который умеет хорошо формулировать свои мысли и доносить до читателя интересную информацию. Ведь основная работа корреспондента – это писать статьи для людей. Те люди, которые считают себя репортерами, должны отвечать за каждое слово и нести ответственность за уникальность своей статьи. Очень часто в данной области работают лингвисты и учителя русского языка. Ведь чтобы написать красивую и грамотную статью, нужно обладать большим словарным запасом и быть сведущим в правилах нашего могучего языка. Самое важное, что должны уметь журналисты - это вызывать доверие людей.
Донесение свежих новостей до населения – это важная часть современного государства.
Сегодня СМИ также сотрудничают с такими сферами как наука и искусство. Тем самым они адаптируют и популяризируют научные знаний, информацию из сферы искусства, в том числе и киноискусства.
В век информационного общества все более популярными становятся интернет-журналы, которые доступны для большинства. Тем не менее и в печатных журналах и сайтах (интернет-журналах) о киноискусстве перед журналистами стоит особая задача. Так как помимо стандартных навыков для журналиста, они должны обладать званиями и умениями необходимыми для того, чтобы освещать те или иные события в сфере кино.
Объектом исследования в данной курсовой является журнал «Искусство кино» и интернет-журнал «Российское кино» .
Предметом исследования служит специфика работы журналистов в «Искусство кино», «Российское кино».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1931 по 2016 гг. Нижней границей является дата основания журнала «Искусство кино», верхняя обусловлена назначением в начале 2016 г. Также в 2003-2016 годы – это период развития интернет-журнала «Российское кино.
Теоретическая база. Теоретические - по типологии периодических изданий (А.И. Акопов, А.Г. Бочаров, Н.Г. Иншакова) и искусствоведческих изданий (С.Г. Антонова); теории жанров публицистики, (А.А. Тертычный) теории редактирования и книговедения (С.Г. Антонова, А.А. Беловицкая, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, А.А. Гречихин, ,С.П. Омилянчук, В.И. Соловьев, Н.З. Рябинина) и др.
Теоретическая значимость связана с анализом истории журналов о киноискусстве в контексте развития отечественных СМИ позволяет на достаточно продолжительном промежутке времени проследить эволюцию подходов к формированию сферы массового сознания средствами журналистики.
Научно-практическая значимость связана с обоснованием того вклада, который журналы о киноисскустве внес в отечественную и мировую журналистику.
Достоверность результатов подтверждается применением объективных методов исследования, подвергнутых многократным проверкам.
Целью работы является определение особенности концепции интернет-журнала «Российское кино» и журнала «Искусство кино».
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
- изучить средства массовой информации в современном обществе;
- рассмотреть журналистику как профессию;
- организовать исследование и охарактеризовать применяемые методики;
- исследовать историю и современное состояние журнала «Искусство кино» и интернет-журнала «Российское кино»;
-проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования. Проблема специфики работы журналистов в журналах и интернет-журналах о киноискусстве – одна из актуальных и интересных вопросов. Вместе с тем она недостаточно исследована. Работа корреспондента в журналах о киноискусстве будет намного эффективнее, если:
- журналист, принимая решение, какой метод использовать в работе, берет во внимание факторы индивидуальной морали и конкретной ситуации;
- для респондентов будет важно донести информацию до аудитории быстро, сделать материал интересным, принести пользу людям, удовлетворить собственные амбиции.
- журналисты при подаче материала чаще всего эмоционально вовлечены в свой материал и в новости о киноискусстве.
Методы исследования. При решении поставленных в курсовой работе задач применялся системный подход, предполагающий использование как специальных, так и общенаучных теоретических и экспериментальных методов исследования. При изучении процесса становления и развития журналов применялся метод историко-сравнительного анализа, позволяющий рассматривать исследуемое издание с учетом конкретно-исторических реалий и особенностей функционирования СМИ на определенном этапе. Историко-теоретическое системное исследование модели журнала проводилось на базе типологического метода. Изучение концепции журнала на современном этапе осуществлялось с использованием метода включенного наблюдения за работой его редакции и интервью с сотрудниками. В процессе работы над курсовой работы также применялись методы абстрагирования и идеализации, сравнения и восхождения от абстрактного к конкретному, направленные на изучение сущности научно-популярной периодики и решаемых ею задач.
Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка, Приложение.
Глава I. Журналистика на современном этапе общественного развития
1.1 Средства массовой информации в современном обществе
О роли СМИ в современном социуме уместно говорить в контексте теории информационного общества, которое также принято называть обществом знания. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Но в научный обиход вошли и другие формулировки. Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество» А.А. Чернов определяет его как:
- общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий;
- общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах;
- общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации[1].
Во всех перечисленных характеристиках подчеркивается главенствующая роль информации и знаний, которые на новом этапе общественного развития превращаются в основной стратегический ресурс – интеллектуальные капитал. По мнению А.И. Ракитова, основными критериями информационного общества являются количество и качество имеющейся в обработке информации, а также ее эффективная передача и переработка[2]. Соответственно повышается роль организаций, занимающихся распространением информации, прежде всего средств массовой информации. Именно СМИ сегодня в большинстве случаев обеспечивают население России сведениями, необходимыми для принятия решений в различных жизненных сферах. В секторе масс-медиа происходит процесс превращения духовных продуктов, созданных различными представителями научной, художественной, образовательной, воспитательной, управленческой и иной деятельности, в массовые информационные продукты, различные как по форме, так и по характеру распределения, распространения и потребления. СМИ, и журнальная периодика в частности, обеспечивают регулярную коммуникацию между авторами научных, художественных, публицистических произведений, создателями других духовных продуктов и массовой аудиторией.
Рассматривая влияние глобализации на масс-медиа, профессор Школы журналистики и коммуникаций Пекинского университета (Peking University) Чен Мэнли обращает внимание на несколько связанных с этим процессом тенденций:
- Уничтожение препятствий на пути коммуникации, благодаря чему распространение информации может осуществляться более свободно.
- Появление транснациональных медиакорпораций (BBC, CNN, «Асошиэйтид Пресс» (Associated Press), «Франс Пресс» (France-Presse), «Рейтер» (Reuters)), транслирующих свои сообщения по всему миру, минуя государственные границы.
- Совершенствование технологий передачи информации.
- Вывод процесса обмена информацией из-под контроля национальных правительств[3].
С начала 1990-х гг. большинство американских и европейских теоретиков информационного общества стали акцентировать внимание на социальной роли и значении не столько собственно информации, сколько знаний и беспрецедентном ускорении их прироста. Если в 70-е гг. ХХ в. объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое раз в десять лет, в 80-е гг. – раз в пять лет, то к концу 90-х гг. удвоение отмечалось практически каждый год[4]. На ХХ в. приходится 90% всех важнейших научно-технических достижений. Подобное положение вещей вызвало к жизни целый ряд новых определений постиндустриального общества, самое распространенное из которых «общество знания» (Knowledge Society, Knowledgeable Society)[5].
В статье Г. Бехмана «Общество знания – краткий обзор теоретических поисков» одной из характеристик нового типа общества названо «производство знания», направленное «ожиданиями полезности, ориентацией на практическое применение».
По мнению Е.Е. Шабалкиной, «общество нового типа… уже не делится на «невежественных профанов» и интеллектуальную научную элиту. Это общество предполагает диалог между ученым и гражданином и интерес первого к знаниям, ценностям и потребностям второго. Человек в обществе знания ощущает себя частью единого цикла по созданию знания-технологии, его внедрению, потреблению, формированию потребности в новом знании»[6].
Многообразие коммуникаций в современном мире привело к появлению различных типов периодических изданий. Как отмечают испанские исследователи Якобо Гарсиа-Альварес и Даниэль Мариас-Мартинез, по степени социального влияния многие журналы и аудиовизуальные СМИ превосходят работы ученых, а потому масс-медиа способны оказывать заметное воздействие на развитие общества и различных территорий[7]. Возможно, единичный эффект от воздействия СМИ на сознание аудитории невелик, но он усиливается потому, что воздействие это является регулярным и продолжительным. СМИ играют существенную роль в развитии грамотности и распространении информации, обеспечивая восприятие и понимание аудиторией различных дискуссий[8].
[1] Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Чернов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – С. 37–38.
[2] Ракитов, А.И. Наш путь к информационному обществу [Текст] / А.И. Ракитов // Теория и практика общественно-научной информации. – М.: ИНИОН. – 1989. – С. 50–68.
[3] Manli, Сh. The New Trend of Journalism & Communication in the Age of Information Globalizatio / Ch. Manli // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2010. – №2. – P. 7488.
[4] Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Чернов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – С. 37.
[5] Кинг, А. Наука интернациональная [Текст] / А. Кинг // Наука о науке: сборник статей. – М.: Изд-во «Прогресс». – 1966. – С. 147–148.
[6] Шабалкина, Е.Е. Наука в обществе знания как фактор личностной идентификации [Текст] / Е.Е. Шабалкина // Философия и методология науки: Материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1–17 июня 2011). – Ульяновск. – 2011. – С. 28.
[7] García-Álvarez, J., Marías-Martínez, D. Geographical magazines and popular geographies: the case of the Revista Geográfica Española, 1938–1977 / J. García-Álvarez, D. Marías-Martínez // Journal of Historical Geography. – 2013. – №39. – P. 86.
[8] Priest, S.H. Information equity, public understanding of science, and the biotechnology debate / S.H. Priest // Journal of Communication. – 1995. – №45(1). – Р. 39–54.