Введение
Глава 1. Основные подходы, методы, средства и инструменты стратегического менеджмента
1.1. Сущность стратегического планирования
1.2 Анализ структурно-функциональных решений стратегического менеджмента
1.3. Процессы и алгоритмы выбора стратегий
- Стратегический анализ потенциала предприятия на примере ОООО «Встреча»
2.1 Характеристика организации ООО «Встреча»
2.2 Анализ внешней среды ООО «Встреча»
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Встреча»
2.4 Матрицы формирования стратегии развития ООО «Встреча»
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность. Одним из ключевых элементов успешного развития любой компании является разработка и осуществление компанией выбранной стратегии. Руководству компании стратегическое планирование позволяет осознать и сформулировать пути перспективного развития и политику, необходимую для успешной реализации поставленных задач. Оценив преимущества долгосрочной стратегии и риски, сопутствующие ей, компания имеет возможность построить среднесрочное и оперативное планирование своей деятельности.
Значение сферы услуг в условиях рыночной экономики постоянно возрастает, что выражается распространением новых методов обслуживания потребителей, расширением объема предоставляемых услуг и повышением качества обслуживания. Предоставление комплекса услуг в процессе совершения купли-продажи предусматривает доведение приобретенных товаров до потребителей, что обуславливает успешное развитие различного рода услуг.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что разработка комплекса маркетинга на предприятии является предметом отдельного исследования. Проблематика данного процесса в условиях отечественной экономики заключается в столкновении двух идеологий — маркетинговой, с ее ориентацией на потребителя и рынок; производственной, ставящей во главу угла процесс производства и сбытовой, направленной на усилия по реализации продукции и услуг.
Современная экономика требует от предприятий постоянного изучения рыночных процессов с целью обеспечения эффективного использования ресурсов и качественного удовлетворения требований потребителей. Для принятия правильных управленческих решений в условиях конкуренции, предприятия должны располагать различной коммерческой информацией.
Помимо этого предприятиям требуется существенная проработка портфеля товаров (услуг) и технико-экономическое обоснование планируемых изменений в нем, что невозможно осуществить без маркетинга.
Предприятие, которое выбрало в качестве основной концепции своей деятельности маркетинговую концепцию, фиксирует основные направления работы, исходя из потребностей рынка, т.е. из знания и понимания интересов и требований покупателей.
Цель работы – анализ стратегического потенциала на примере ООО «Встреча». В ходе работы анализируется текущая деятельность компании, рынок, на котором она работает, рассмотрены ряд альтернативных стратегий развития данной компании.
Задачи поставленные для достижения цели:
- Определить понятия стратегии, стратегического планирования, подходы к процессу разработки и реализации стратегии компании.
- Изучить методы и модели стратегического планирования, анализа внешней среды.
- Рассмотреть особенности разработки комплексной стратегии компании ООО «Встреча».
- Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития и производственно-хозяйственной деятельности.
Таким образом, предмет исследования - стратегии в сфере услуг, объект исследования - ООО «Встреча».
Таким образом, предмет исследования - операционная стратегия в сфере услуг, объект исследования - ООО «Встеча».
Теоретические аспекты создания системы стратегического управления предприятием исследовали российские ученые Бандурин А.В., Болошин Г.А., Бортник Е.М., Виханский О.С., Гайдаенко Т.А., Гусева Ю.В., Зиновьева И.Л., Климов А.Д., Круглов М.И., Попов С.И., Солдатова И.Ю., Сироткин Д.В., Скриптунова Е.К., Тареликна Т.В., Чернышев М.А., Уткин Э.А, Хотяшева О.В., Филимонова А.П. и др. Исследования в области стратегического менеджмента вели зарубежные ученые Ансофф И., Альберт М., Коул М., Лайлс М., Мескон М., Менар К., Питерс Т., Стрикленд А., Томпсон Дж., Уотермен Р.
Методология исследования настоящего проекта включает: анализ имеющихся теорий и практик в области управления, экономики и финансов, стратегического менеджмента. Кроме того, методологией написания данной работы выступал аналитический обзор экономической литературы по проблемам конкурентных стратегий. При разработке положений работы использованы такие методы исследования, как системный анализ, классифицирование, метод экспертных оценок, сравнительный метод.
Информационно-эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы исследования выступили материалы статей в периодических изданиях, материалы, размещенные в сети Интернет по вопросам стратегического менеджмента и экономического развития предприятий.
Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения ее положений и выводов при организации стратегического планирования и проведении любых системных изменений в современных организациях.
Глава 1. Основные подходы, методы, средства и инструменты стратегического менеджмента
1.1. Сущность стратегического планирования
Современная теория стратегического менеджмента имеет много направлений, даже взаимоисключающих взглядов и концепций. Начиная с середины 60-х гг., стратегическое планирование, стратегический менеджмент, управление стратегическим процессом все больше подтверждает тот факт, что практика – критерий истины. При этом в истории становления и развития методологии стратегического менеджмента остаются имена классиков И. Ансоффа, М. Портера, Г. Минцберга, Б. Квина, Г. Хамелла и К. Прохолада. Остановимся на основных понятиях и элементах стратегического менеджмента.
Основополагающим понятием в теории стратегического менеджмента является понятие стратегии, которые можно разбить на два класса – дескриптивные (описывающие данное явление) и конструктивные (пытающиеся определить основные, сущностных характеристик). Существует 3 основных классических определения стратегии[2, c.56]:
- дескриптивное Г. Минцберга. Стратегия рассматривается как единство «5Р»: план (plan); образец, модель, шаблон (pattern); позиционирование (position); перспектива (perspective); и проделка, отвлекающий маневр (ploy).
- дескриптивно-конструктивное И. Ансоффа. Стратегия определяется набором правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
- конструктивное А. Чандлера. У Чандлера стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Чаще всего в литературе используется определение стратегии по А. Чандлеру как наиболее ясное, простое.
Объектом стратегического управления является Производственная система (ПС), как совокупность взаимоувязанных стратегических ресурсов.
В состав ПС обычно включают следующие ресурсы: 1) технические; 2) технологические; 3) кадровые; 4) пространственные (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникации, возможности расширения и пр.); 5) ресурсы организационной структуры систем управления (быстрота прохождения управляющих воздействий, гибкость системы управления и пр.); 6) финансовые ресурсы (активы, ликвидность, наличие кредитных линий и т.п.); 7) информационные ресурсы (характер располагаемой информации о самой ПС, внешней среде, ее достоверность и т.п.)[5, c.123].
Каждый из перечисленных ресурсов обладает определенным набором возможностей для достижения целей компании. Благодаря взаимодействию этих ресурсов у компании возникают новые дополнительные возможности, которыми каждый по отдельности ресурс не обладает. Таким образом, важно понимать, что стратегическими ресурсами компании становятся не материальные ресурсы (предметы труда, помещения, оборудования и т.п.), а те возможности достижения стратегических целей, которые эти элементы дают.
Примерами таких стратегических ресурсов могут служить способности:
- компании к созданию и реализации конкурентоспособных идей в области производства товаров и услуг, продвижения их на рынок;
- ПС к выявлению актуальных потребностей клиентов и потенциальных клиентов;
- ПС к проведению макроэкономическому анализу ситуации и др.
Начиная с 1962 г., когда в Harvard Business Review была опубликована статья Ф. Гилмора и Р. Брандербурга «Анатомия корпоративного планирования», в литературе по вопросам стратегического планирования появились сотни моделей с попытками формализации этого процесса. Однако, отмечает Г. Минцберг, все эти модели основаны на одной теоретической конструкции или базовой модели, различаясь в основном в деталях, а не в фундаментальных принципах построения. К базовым определениям стратегического планирования относятся[11, c.134]:
- Определения Гарвардской школы бизнеса. Она основывается на широко известной процедуре SWOT-анализа и представляет некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, выраженных в форме ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных, в свою очередь, в его отличительных способностях к развитию. На формулирование стратегии, ее оценку и выбор наилучшего варианта оказывают существенное влияние ценности высшего руководства, а также этические нормы общества, которые выражаются в виде социальной ответственности.
- Одновременно с разработками Гарвардской группы И. Ансофф предложил свою принципиально отличную модель формирования стратегического плана развития предприятия. Основные отличия данного подхода от Гарвардской школы:
- И. Ансофф использует понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства;
- с точки зрения И. Ансоффа, формирование стратегического плана можно представить как формализованный процесс, доведенный до блок-схемы;
- еще одно отличие этой модели от Гарвардской школы – введение И. Ансоффом обратной связи, обеспечивающей интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность ее реализации.
- Модель Г. Стейнера. Эту модель рассматривают как объединение двух вышеперечисленных моделей. Однако ее отличают следующие моменты: всесторонний охват и четкая связь между стратегическим планированием (как долгосрочным) с среднесрочным и тактическим.