Актуальность темы исследования обусловлен современным этапом развития России, характеризующимся преобразованием во всех сферах жизни, что предъявляет к каждому человеку высокие требования, в числе которых – высокий уровень профессионализма, способность к быстрому переобучению, личностная активность. Хорошо образованные, инициативные, гибкие, мобильные, целеустремленные люди способны совершить прорыв в науке, экономике, культуре, спорте, медицине, политике. В той связи возрастает роль молодежи – студентов, аспирантов, молодых специалистов.
Государство всесторонне поддерживает молодежные инициативы, создавая условия для творческой самореализации личности в социально одобряемых видах деятельности. Оно дает возможность учащейся молодежи проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в решении насущных вопросов, на что в своих исследованиях указывали В.И. Добренькова, И.С. Кон, Г.Б. Кораблева, В.Я. Нечаева, Г.И. Осадчий, О. Рой, В.В. Серикова, B.C. Собкина, В.Г. Харчева, В.И. Чупров и др.
Тенденцией последнего времени стал рост числа студенческих инициатив, связанных с созданием молодежных многотиражек, студий учебного телевидения и радио, разработкой сайтов, расширением блогосферы и проч. Особую популярность среди студентов высших учебных институтов приобретает создание собственных изданий, о чем регулярно сообщают сами ВУЗы, местные газеты и телевидение. Но, пожалуй, большую популярность приобрели интернет-издания.
Всемирная сеть стала глобальным пространством, благодаря которому люди не перестали ощущать географические границы: в какой бы точке земного шара ни жил человек, если его компьютер имеет доступ к Интернету, он имеет возможность общаться с другими людьми в режиме реального времени. Возможности Всемирной сети позволяют всем участвовать в создании информационной повестки дня, оставляя свои комментарии на сайтах новостных агентств, выкладывая фотографии и видео, размещая аудио материалы.
Именно эти практически безграничные возможности Интернета и привлекают молодежь, которая стремится реализовать собственный творческий потенциал посредством интернет-изданий. В Санкт-Петербурге создан и успешно функционирует проект под названием «Пять углов». Объединяющий школьников и студентов, он не только способствует личностному и профессиональному самоопределению молодежи, но и способствует приобщению подрастающего поколения к таким социальным ценностям, как образование, культура, спорт [Панченко, 2015].
Данные обстоятельства актуализируют настоящее исследование и обуславливают необходимость выявление типологических и концептуальных основ указанного интернет-издания, что и станет целью настоящей работы.
Объект исследования – студенческое интернет-издание. Предмет исследования – типологические и концептуальные особенности студенческого интернет-издания.
Задачи исследования:
раскрыть понятие и сущностные черты студенческого интернет-издания;
перечислить концептуальные особенности издания;
определить основные подходы к типологии интернет-изданий;
обозначить концептуальные особенности портала и осуществить его анализ по признаку мультимедийности;
проанализировать содержание портала по признаку интерактивности;
выявить реализацию гипертекстуальности.
Эмпирический материал исследования – контент портала «Пять углов».
Методы исследования: типологический.
Методологическую основу составили труды Я.Н. Засурского, А.А. Калмыова, Л.А. Коханова, Л.Л. Реснянской, М.В. Шкондина и др.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что подобранный и систематизированный в нем материал может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям. Помимо прочего, результаты эмпирического исследования могут лечь в основу написания отдельной работы с целью последующего его опубликования в сборнике работ научно-практической конференции.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ
1.1 Студенческое интернет-издание: понятие, сущностные черты
Осмысление любого термина или понятия, каковым, в том числе, является «интернет-издание», необходимо начинать с интерпретации. В этой связи раскроем его содержательное наполнение. Интернет – это всемирная система компьютерных сетей, объединенных между собой для хранения и передачи информации. В качестве синонимов употребляются такие слова, как «Всемирная сеть», «Глобальная сеть». Используя данные синонимы, искомое понятие можно переформулировать, как сетевое издание. В Законе РФ «О средствах массовой информации» сказано о том, что сетевое издание – это «сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации» [Закон РФ о СМИ].
Определяя отличительные особенности интернет-изданий, исследователь Е.М. Пак пишет о том, что они заключаются не столько во внешней структуре, сколько во внутреннем наполнении [Пак, 2012, с. 80]. К основным характеристикам сетевых изданий исследователь относит:
- Быстроту обновления информации. Вся информация делится на два вида:
- статичную: тексты, размещаемые в редакционных рубриках. Данные материалы имеют три возможных варианта обновления содержания: а) произвольное: по мере подготовки материала; б) с установленной периодичностью; в) перманентное, когда новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.
- постоянно обновляемую: лента новостей, обновляемая мгновенно в режиме реального времени (в часах, минутах и секундах) по 20, а то и более раз в сутки, как только редакция получает новости от информационных агентств или по собственным каналам.
- Объем памяти и архивных данных. Сетевые СМИ обладают неограниченным объемом информации по интересующимся темам. Кроме того, любой пользователь в удобное для себя время время может обратиться к архиву новостей, журналистским материалам, документам, упорядоченным по датам, заголовкам, рубрикам и отделам за несколько месяцев и даже лет.
- Иллюстративность. На страницах сетевого издания пользователю в неограниченном объеме могут быть представлены: текст, видеотекст, фотографии, звуковые файлы, видеосюжеты, анимация.
- Гибкие системы доставки, переадресация. Сетевой редактор может как поместить какую-либо информацию на сайт, включить ее в поисковые системы, так и отослать по мобильному телефону.
- Нелинейная конструкция. Базирование всех интернет-изданий на нелинейном принципе получения информации предполагает совершенно иной уровень мастерства, при котором аудитория получает возможность соавторства при развитии темы материала. Другими словами, посетители сетевого издания выполняют функцию активного зрителя: им предоставляется возможность выбирать интересующие блоки.
- Подписка. Посетитель сетевого издания может подписаться на определенные категории и рубрики и, таким образом, составить «свою собственную газету» с необходимой ему информацией. При этом подписчик сам выбирает периодичность поставки информации. У пользователя отпадает необходимость в поиске и последующем скачивании информации.
Таким образом, уточнив значение понятия, а также определив особенности интернет-изданий, мы можем переходить к основному этапу работы, связанному со студенческими интернет-изданиями. Студенческие издания России сформировалась сегодня в качестве особого типа периодики и продолжают развиваться в структуре современных отечественных масс-медиа. Предпосылкой для их появления стало распространение общедоступных компьютерных технологий. Такие издания необходимо рассматривать в качестве самостоятельного сегмента общей системы СМИ. Об этом, в частности, говорится в учебном пособии М.В. Шкондина [Шкондин, 2003]. Он пишет о том, что издания для молодежи отличаются спецификой.
Прежде всего, по характеру выполняемых задач, связанных с социализацией: роль таких изданий заключается в распространении различных моделей поведения, усваивая которые, молодые люди легче адаптируются к существующим условиям. Как отмечается в книге, молодежные издания можно объединить в группы на основании типологических признаков. Первый – характер аудитории, или его целевая группа. Очевидно, что она обусловлена теми границами, которые очерчивают период учебы в образовательных заведениях. Если вести речь исключительно о системе высшего профессионального образования, то это будет возраст от 17 до 24 лет.
Следующий признак связан с характером информации. Издания будут делиться на универсальные (всеобщие) и монотематические (посвященные определенным областям знания, конкретным темам). Третий признак имеет отношение к выполняемым функциям. Молодежные издания в этом отношения, собственно, не отличаются от остальных, выполняя коммуникативную, информационную, культурно-образовательную, рекреативную функцию.
Четвертый признак связан с назначением. Здесь М.В. Шкондиным выделены следующие группы: научно-популярные издания, информационно-публицистические, развлекательные, литературно-художественные. Пятый признак очерчивает возможный круг учредителей: это издательские дома, государственные организации, коммерческие структуры, общественные организации, частные лица.
Отдельно в учебном пособии проанализировано содержание молодежных изданий. По наблюдениям ученого, общим недостатком является отсутствие целостности. Речь идет не только о предмете обсуждения, но и выборе жанровых форм. В силу того что редакции изданий стремятся привлечь внимание большего количества людей, материалы нередко получаются «разношерстными». Если говорить об изданиях универсального характера, то в них превалирует информация о развлечении, в то время как социально значимые темы занимают незначительный объем.
Продолжением мысли М.В. Шкондина о содержании молодежных изданиях можно считать работу А.Н. Болкунова, в которой он размышляет о характер студенческих изданий [Болкунов, 2009, с. 74]. По мнению исследователя, содержание изданий в большей мере обусловлено характером целевой аудитории. Тематику, а оттуда и содержание определяют параметры целевой аудитории, его территориальный охват, и прочие типологические характеристики.