Введение
Глава I. Осуществление судебной власти посредством судопроизводства по административным делам
Судебная власть в системе государственной власти
Административное судопроизводство:
Глава II. Проверка актов публичной власти в административном производстве
2.1. Пересмотр постановлений и решений по административным делам в судах общей юрисдикции
2.2. Оспаривание решений административных органов по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что в любой социально-экономической системе присутствуют естественные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится соответствующая политика. В раздаточной экономике обратная связь осуществляется через институт административных жалоб, в основе которого лежит право на жалобу всех граждан и хозяйствующих субъектов. Институт административных жалоб на протяжении всего исторического развития раздаточной экономики обеспечивал диалог между лицами, принимающими решения, и всем населением по поводу возникающих проблем и способов их решения. Формы этого диалога соответствовали историческим реалиям, однако с течением времени принимали все более цивилизованный характер и в настоящее время приближаются к демократическим нормам.
Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев расценивал создание административного судопроизводства как один из концептуальных вопросов, "без решения которого реформирование судебной системы сведется к бесконечному латанию дыр"[1]. "Верховный Суд последовательно придерживается позиции о том, что административно-правовые споры надлежит рассматривать специализированными административными судами в системе судов общей юрисдикции по правилам административного судопроизводства, что прямо закреплено в Конституции"[2].
Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин пишет, что "необходимо, наконец, принять принципиальное решение о создании в России полноценного административного судопроизводства"[3].
Конституция РФ (ст. 118) определяет административное судопроизводство, наряду с уголовным, гражданским и конституционным судопроизводством, в качестве самостоятельной формы осуществления судебной власти. Оно призвано обеспечить защиту субъективных публичных прав и законных интересов частных лиц при разрешении административно-правовых споров, возникающих в связи с незаконными и произвольными действиями и решениями органов публичного управления.
Цель исследования – проанализировать вопросы теории и практики судопроизводства по административным делам.
Задачи исследования:
- проанализировать осуществление судебной власти посредством судопроизводства по административным делам;
- обозначить роль судебной власти в системе государственной власти;
- исследовать понятие и становление административного судопроизводства;
- изучить проверку актов публичной власти в административном производстве;
- определить прядок пересмотра постановлений и решений по административным делам в судах общей юрисдикции;
- рассмотреть оспаривание решений административных органов по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах.
Объект исследования – общественные отношения в сфере административного судопроизводства.
Предмет исследования - вопросы теории и практики судопроизводства по административным делам.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
ГЛАВА I. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПОСРЕДСТВОМ СУДОПРОИЗВОДСТВА
ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
1.1. Судебная власть в системе государственной власти
Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Тем самым в Конституции РФ судебная власть впервые признается одной из основ конституционного строя, являясь одним из равноправных и самостоятельных элементов системы разделения властей. В ст. 11 Конституции РФ в числе органов, осуществляющих государственную власть, обозначены суды Российской Федерации, которые обеспечивают реализацию судебной власти (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
При характеристике судебной власти необходимо исходить из того, что судебная власть представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную ветвь государственной власти, основным предназначением которой является разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;
- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"[4] предусматривает формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ. ВАС РФ при этом упразднили, передав отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому ВС РФ.
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.
Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода: во-первых, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебная палата по информационным спорам, Судебный департамент, суд чести, товарищеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что в ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе совершенно обоснованно и недвусмысленно сказано, что "в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".
Общество и государство не могут позволить значительные затраты материальных, интеллектуальных ресурсов для проведения многочисленных организационных мероприятий при введении и реализации этого вида юридической ответственности, не преследуя при этом каких-то целей. В свою очередь, целеустремленность общества и государства позволяет предположить, что введением юридической ответственности решаются масштабные задачи и на это существуют серьезные побудительные мотивы.
Если к разрешению данной проблемы подойти через призму всего правового регулирования в Российской Федерации, то анализ показывает, что методология регулирования каждого вида юридической ответственности, и административной ответственности в частности, значительным образом выделяется из общего правового регулирования как по своей сути (материальный аспект), так и по своей форме (процессуальный аспект). Объяснением этому может служить только одно обстоятельство. В юридической ответственности преследуются иные цели по сравнению с теми, которые достигаются общим правовым регулированием (название условное).
Основополагающее различие заключается в том, что общее правовое регулирование устанавливает параметры всего национального правопорядка. Нарушение правовых предписаний вызывает у общества и государства естественные чувства неприятия и вынуждает принимать ответные правовые меры по созданию обстановки нетерпимости к противоправности действий (бездействия).
[1] Цит. по: Ямшанов Б. Особый суд для чиновников // Российская газета. 2008. 18 нояб.
[2] Цит. по: Куликов В. Бюрократам готовят специальный суд // Российская газета. 2004. 16 марта.
[3] Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М.: НОРМА, 2010. С. 359.
[4] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 6. - Ст. 548.