Тема 1. Кадровая стратегия и кадровая политика организации
Задание: Заполните таблицу, в которой сформулируйте основные особенности технологий поиска талантов.
Задание: Эссе «Стратегическое управление персоналом в современной организации моего города». Эссе пишется по конкретной организации, в которой студент проходил практику.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте виды кадровой стратегии организации по классификации, предложенной Дж. Иванцевичем и А.А. Лобановым.
2. В чем отличия «открытой» и «закрытой» кадровой политики?
3. Охарактеризуйте виды кадровой политики: пассивной, реактивной, превентивной и активной.
4. Раскройте содержание стратегии управления талантами организации.
Тема 2. Технологии поиска и набора персонала
Задание: Составьте таблицу и укажите источники набора персонала наиболее рациональные для данной категории должностей.
Задание: Составить бюджет расходов на привлечение главного бухгалтера предприятия среднего, или малого бизнеса.
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие «маркетинг» персонала.
2. Какие внешние и внутренние факторы организации влияют на процесс привлечения персонала?
3. Раскройте содержание внешних и внутренних источников привлечения персонала, их преимущества и недостатки.
4. Дайте характеристику понятий «аустаффинг», «аутсорсинг» и «лизинг» персонала.
5. Какие источники привлечения в организацию малого или среднего бизнеса?
Тема 3. Технологии подбора и расстановки кадров
Задание: Составить структурированное интервью для собеседования на вакансию менеджера по персоналу.
Контрольные вопросы:
1. Что такое отбор персонала? Какие два этапа он включает?
2. Дайте характеристику основным видам интервью при отборе персонала.
3. Раскройте понятие подбора и расстановки персонала.
Тема 4. Профессиональная адаптация новых сотрудников
Задание:
Составьте план адаптации сотрудника в должности Менеджера по персоналу и пропишите задачи наставника на каждом этапе (неделя, 1-ый месяц работы, 2-ой месяц работы, 3-ий месяц работы) на малом предприятии.
Контрольные вопросы:
1.Перечислите основные компетенции, которыми должен обладать наставник.
2. Чем наставничество отличается от менторства, коучинга и наставничества?
3. Как избежать ошибок в наставничестве?
4. Что должно включать в себя наставничество как система, и какими документами должно сопровождаться?
Тема 5. Оценка и аттестация персонала
Задание
Составьте сравнительную таблицу.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия деловая оценка персонала.
2. Какие виды оценки персонала вы знаете? Раскройте их содержание.
3. Опишите технологию и требования проведения аттестации персонала.
4. Охарактеризуйте технологию оценки персонала на основе компетенций.
5. Какие методы оценки персонала организации наиболее подходят для применения на малых и средних предприятиях?
Тема 6. Управление мотивацией персонала малого и среднего предприятия
Задание:
Опишите систему нематериальной мотивации организации, в которой Вы проходили практику (работаете).
Контрольные вопросы
1. В чем отличие «мотивирования» от «стимулирования» к труду?
2. Дайте определение понятий: мотивация, стимул, потребности.
3. В чем сущность Performance management, грейдирования и KPI?
4. Охарактеризуйте основные методы нематериальной мотивации работников.
Тема 7. Управление профессиональным развитием персонала
Задание:
Раскройте возможности применения, преимущества и недостатки любых трех современных методой обучения персонала организации.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определения понятий: развивающее управление персоналом, кадровый резерв, резерв развития и резерв функционирования.
2. Опишите схему развивающего управления персоналом в организации.
3. Дайте характеристику основных видов и форм обучения персонала.
4. Охарактеризуйте методы обучения персонала организации.
Тема 8. Движение и перемещение персонала
Задание:
Изучить и представить в виде таблицы методы измерения показателей оборота кадров в организации (оборот по приему, оборот по увольнению, коэффициент сменяемости, коэффициент текучести (частный и общий), коэффициент интенсивности текучести персонала.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятий: движение и оборот кадров, текучесть кадров, ротация и эмеритация.
2. Опишите основные стадии текучести персонала в организации.
3. Дайте характеристику коэффициентам текучести: общий, частный, коэффициент интенсивности текучести персонала.
Тема 9. Управление высвобождением персонала
Задание:
Составьте таблицу мероприятий «скользящего пенсионирования» для должности главного бухгалтера и заполните таблицу.
Задание: Тест
1. Условное высвобождение персонала – это:
2. Каковы причины высвобождения работников в организации (при необходимости указать несколько):
3. «Скользящее пенсионирование» - это:
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям: высвобождение персонала, увольнение, локаут, аутплейсмент.
2. Перечислите основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя.
3. Раскройте существующие в трудовом законодательстве РФ запреты и ограничения на увольнения сотрудников.
4. Дайте характеристику основным этапам мероприятий по высвобождению персонала: подготовка, передача работнику сообщения об увольнении, консультирование.
Тема 10. Оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
Задание:
Проанализировать эффективность службы управления персоналом организации, в которой Вы проходили практику по всем 6 группам показателей. Предложите собственные пути повышения эффективности системы управления персоналом. Результаты представить в форме экономического анализа.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные подходы к оценке эффективности системы управления персоналом.
2. Дайте характеристику экономической и социальной эффективности системы управления человеческими ресурсами.
3. Проведите анализ существующих подходов к измерению социальной и экономической эффективности системы управления персоналом.