Введение
Глава 1. Рынок: понятие и история возникновения
1.1. Сущность рынка
1.2.Функции и виды рынков
Глава 2. Типы рыночной конкуренции
2.1. Сущность конкуренции: виды и функции
2.2. Классификация рыночных структур
Заключение
Список литературы
Рынок как экономический механизм, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Работа посвящена структуре рынка и основным типам рыночной конкуренции.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современная экономика развитых стран носит рыночный характер, рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Целью написания данной работы является изучение сущности рынка , его виды и функции, а также типов рыночной конкуренции. В соответствии с поставленной целью в работе нашли отражение следующие задачи:
- определить сущность рыночной структуры;
- рассмотреть функции и виды рынков;
- изучить типы рыночной конкуренции.
Предметом данной курсовой работы является рыночная структура, а объектом особенности рыночной структуры.
При решении поставленных задач были использованы такие методы, как изучение литературы, обобщение опыта, анализ, синтез, сравнительные, описательные и экономико-статистические методы. Информационная база работы: научная, учебная, периодическая литература, Интернет-источники, статистические ежегодники.
Данная тема нашла отражение в работах таких ученых как Борисов Е.Ф., Гальперин В.М., Рузавин Г.П., Сажина М.А., Чемберлин Э.
Глава 1. Рынок: понятие и история возникновения
1.1. Сущность рынка
Возникновение рынка и рыночных отношений имеет достаточно давнюю историю, поскольку рассматриваемая сфера человеческих отношений формировалась в глубокой древности. Тысячи лет назад люди научились обмениваться взаимоинтересующими ценностями, зачастую не задумываясь о стоимостной стороне предметов и вещей. И лишь позднее в процессе складывания простых форм обмена, возникновения товарного производства люди стали использовать оценочные критерии затрат, стоимости, цены и еще позднее - денег. Именно данные категории стали сущностными элементами рынка и рыночных отношений в процессе обмена товарами и услугами.
Рынок — это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства (без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства). В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Курно и экономистом А. Маршаллом. «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки продавцов и покупателей друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». [1, c.98]
Спрос на рынке естественным образом инициирует предложение товаров и услуг. Количественные параметры предложения увязываются со спросом при помощи цены, которая активно его регулирует. Скорректированный спрос вновь задает параметры предложения (см. рис. 1). Важно, чтобы при этом соблюдался принцип свободы ценообразования или невмешательства государства в вопросы установления цен.