Курсовая работа|Социология

Феминизм как социокультурное явление

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

Глава I. Основные этапы становления феминизма

1.1. Феминизм в истории

1.2. Предпосылки возникновения женского движения

1.3. Первая волна

1.4. Вторая волна

1.5. Феминизм в современности

Глава II. Феминистское движение на Западе и в России

2.1. Особенности русского феминизма

2.2. Перспективы развития феминизма в мире

Заключение

Библиография

 

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что все более значительное место в политике, в современных международных отношениях начинает занимать феминизм (от лат. femina - «женщина»).

Современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. Природа международных отношений не является неизменной, они развиваются. Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве международного социума.

Теоретические воззрения феминистских исследователей в настоящее время являются неотъемлемой составной частью политической науки, их позиция учитывается практически по всем основным направлениям политологических исследований. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

Проблема концептуализации и реализации равенства имеет много сторон, но хотелось бы более подробно остановиться на том, как понималось равенство в России в советское время, и выяснить произошли ли какие-либо изменения в концепции равенства в постсоветский период.

Прежде всего, хотелось бы рассмотреть, как социалистические идеи о неравенстве как следствии различий в социальном и имущественном статусе людей отражались на восприятии индивидуальности. Социалисты также утверждали, что различия в социальном и экономическом статусе имеют большое значение и до тех пор, пока существуют классовые и имущественные различия, политическое равенство является проблематичным.

При социализме в России личность была противопоставлена обществу. Так как основой политического равенства считалось, прежде всего, социальное и политическое равенство, то главной целью было построение общества без классовых и имущественных различий. Таким образом, произошло сужение понимания равенства: понятие "равный" было заменено понятием "одинаковый". Равенство стало пониматься не в смысле "равного отношения", а в смысле "одинакового отношения", что принесло множество проблем для женщин в их борьбе за права.

Цель работы – изучить феминизм как социокультурное явление. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть феминизм в истории;

- выявить предпосылки возникновения женского движения;

- рассмотреть первую волну;

- рассмотреть вторую волну;

- охарактеризовать феминизм в современности;

- определить особенности русского феминизма;

- сформулировать перспективы развития феминизма в мире.

Предмет исследования – философия. Объект исследования - феминизм как социокультурное явление.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Основные этапы становления феминизма

1.1. Феминизм в истории

В истории русского и западного феминизма было немало общего.

У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю, владелицами большого состояния. А.П. Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С.Дягилева, инициатора «Русских сезонов» в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора.

Эти небедные представительницы «образованного общества» добровольно жертвовали свои средства на общественные нужды.

Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался - от зажиточных к беднеющим и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» - популярное выражение тех лет. [1]

Возрастной состав - молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от «ига семьи».

Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.

Правовое, в т.ч. имущественное положение россиянок, в отличие от их западноевропейских современниц, было после реформы 1861 года весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адских мучений немилого брака». Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по «понятиям» и обычаям, а не по законам).

Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина XIX века - эпоха зарождения женского предпринимательства в России.

Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

Русские женщины, приобщившиеся к феминистскому движению, не могли поставить вопроса о политических правах женщин, т.к. в самодержавной России политически бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном контексте «равны мужчинам». Когда в 1881 году, в условиях реакции, были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественными объединениями.

Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.

Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). В Украине женское движение 1860-1900 годов вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.).

Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Это почитание русские феминистки считали «духовным гетто» (А. Тыркова), «шелковыми силками» (М.Н.Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы XX века). Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин» (создан в 1896 году в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX века. [2]

Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи», - утверждал созданный в 1900 году журнал «Женское дело». Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.

Наличие связи с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-«шестидесятницы» (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. «Семидесятницы» (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав «Земли и воли». В 80-е годы и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е.Чебышева-Дмитриева, А.Шабанова, А.Тыркова, О.Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений - «Женского просветительного общества» (1898 год), и «Московского общества улучшения участи женщин» (1899 год). Благодаря их активности в России в 1900-1904 годах начали регулярно выходить в свет журналы «Женское дело», «Женская гигиена» (1902 год), а также самый известный - «Женский вестник» (1904 год), просуществовавший до запрета большевиками (в 1918 году) более 14 лет.

[1] Власова О.И. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. – 2013. - №4. – С. 12-16.

[2] Шведова Н.А. Широкое участие женщин в политике – путь к зрелой демократии // США-Канада. 2013. - № 3-4. – С. 33-35.

  1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 2010.
  2. Андреева О.Г. Женщины в российском обществе. Гендерные различия в политическом процессе. - Москва: Пресс, 2011.
  3. Власова О.И. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. – 2013. - №4.
  4. Гидденс Э. Социология / под ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. – М., 2010.
  5. Кайнер К.О. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. - 2012. - №7.
  6. Пер Монсон. Современная западная социология. – СПб: Нотабене, 2012.
  7. Пушкарева Н.Л. У истоков русского феминизма: сходства и отличия России и Запада // Социология. – 2014. - №2.
  8. Пушкарева Н.Л. Феминизм в России: формы женской социальной активности. - Калуга, 2011.
  9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб: Питер, 2012.
  10. Темкина А. А. Феминизм: Запад и Россия // Преображение (Русский феминистический журнал). – 1995. - № 3.
  11. Тишкин Г.А. Российские женщины и европейская культура. - СПб, 2002.
  12. Успенская В. Стереотипы на пути женщин к лидерству // Феминистская теория и практика Восток-Запад. – СПб, 2013.
  13. Шатерникова М. Откуда растет феминизм? // Вестник. – 2012. - №5.
  14. Шведова Н.А. Широкое участие женщин в политике – путь к зрелой демократии // США-Канада. 2013. - № 3-4.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2017 год 37 стр.
Курсовая Инвалиды как объект социологии
bugdakova.anya
Курсовая работа Социология
2016 год 31 стр.
Курсовая Фестиваль как форма социально-культурной деятельности
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 30 стр.
Курсовая Шоппинг как социально-психологическое явление
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 42 стр.
Курсовая Личные качества как ценность современных россиян
Telesammit
Курсовая работа Социология
2014 год 36 стр.
Курсовая Безработица среди молодежи как социальная проблема
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское