Реферат|Философия

Философские принципы мировоззрения Эриха Фромма

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 25

Введение

  1. Проблема свободы в философии Эриха Фромма
  2. Механизмы бегства от свободы
  3. Психология нацизма
  4. Свобода и современная демократическая система
  5. Эрих Фромм о воспитании и образовании как
  6. бегства от свободы
  7. Заключение

Список использованной литературы

 

Сколько лет живет на Земле человек, столько лет продолжается борьба за свободу. Во все времена существования человечества социальное положение отдельных его представителей было неравным, зависело от различных факторов ― место рождения, положения родителей, принадлежности к определенной социальной группе, - постоянно в обществе существовало противостояние, порой выплескивавшееся в открытую борьбу за свободу, равенство прав, борьбу с угнетением и угнетателями...

Особенно остро эти процессы стали проявляться в период Новой Истории на территории Европы и Америки: человек стремительно и неуклонно освобождался от влияния церковных догматов, абсолютизма правительства, преодолевал даже силы природы в своем стремлении к свободе. И на рубеже 19-20 веков общая философская концепция была крайне оптимистично настроена: победа демократии казалась неизбежной, человек представлялся истинным Венцом творения, а будущее мира рисовалось исключительно благополучным, наполненным всеобщим процветанием, равенством и свободой. И многочисленные кровопролитные события начала 20го века в то время представлялись необходимым этапом борьбы за свободу и всеобщее процветание. После Первой Мировой Войны казалось, что достигнуты все условия для торжества демократии. Однако стали происходить парадоксальные явления: зародившиеся в Италии и Германии тоталитарные нацистские режимы стремительно расцветали, а миллионы людей охотно отказывались от своей свободы, становясь частями тоталитарной машины. Всеобщий оптимизм и вера в торжество демократии сыграли с человечеством злую шутку: люди оказались не готовы к приходу фашизма, тоталитарная власть застали их врасплох, и народные массы вовремя на всколыхнулись в борьбе с угнетателями. Лишь немногие, в число которых входят Ницше и Маркс, в тот момент предвещали зловещие признаки грядущего извержения. Победила тоталитарная власть, и народ оказался в тисках жесткой дисциплины, безоговорочного подчинения воле вождей, в условиях диктуемого свыше единообразия мыслей и идей.

Такая стремительная и безоговорочная победа тоталитаризма над целой нацией невольно заставляет задуматься и вызывает недоумение: Неужели люди, так долго и упорно стремившиеся к свободе и равенству, не протестовали против диктуемого им режима? Почему зажимание в тиски тоталитаризма не вызвало у них бурного сопротивления? Какие законы человеческой психологии послужили причиной такого добровольного подчинения? И почему отдельные представители человеческого рода стремились к власти с такой страстью, с которой остальное большинство готово было подчиняться?...

Подобные вопросы задавали себе многие великие умы нашей современности ― среди них и Эрих Фромм. На страницах своей книги “Бегство от свободы” он искал ответ на эти и другие вопросы, анализировал причины и механизмы добровольного отказа человека от свободы. И выдвигал собственную концепцию «Негативной свободы», которая, по мере осознания человеком своей индивидуальности и отделенности и остального мира, вызывала и растущий страх одиночества, тревогу перед будущим, гнет ответственности за принятые самостоятельно решения. В результате индивидуум может развиваться по двум путям: либо воссоединиться с окружающим миром в спонтанности любви и творческого труда (тем самым приобщившись к «Позитивной свободе»), - либо найти опору, которая избавит от бремени свободы и индивидуальности, стать частью системы, что наиболее часто и происходит. Если у человека нет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы придавала его жизни направленность и смысл, то он чувствует себя пылинкой, и его охватывают страх и сомнения, парализующие его способность действовать.

Эрих Фромм, будучи ярким представителем неофрейдизма XX века, оспаривал точку зрения Фрейда на законы существования социума. Согласно Фрейду, человек является изначально антисоциальным существом, и общество «приручает» человека, подавляя и ограничивая его низменные импульсы и примитивные желания, которые в результате трансформируются в устремления, имеющие культурную ценность. При высокой степени подавления индивидуум становится невротиком, и давление должно быть ослаблено. Чем больше давление и подавление, тем больше достижений культуры и, соответственно, невротических расстройств. Фрейд все сводит к удовлетворению инстинктов человека, а роль общества по Фрейду ― это удовлетворение либо подавление потребностей индивидуума.

Эрих Фромм видел взаимодействие человека и общества под иным углом: роль общества - не только в подавлении личных факторов, но и в созидательной функции формирования личности, а человек при всей его индивидуальности ― продукт социального процесса. Этот социальный процесс может развить самые прекрасные наклонности человека, равно как он может развить и самые уродливые черты. С другой стороны, человеческая энергия является активной силой, способной влиять на социальные процессы.

В процессе исследования психики современного человека, внимание Эриха Фромма концентрируется на ключевом для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. "Основная идея этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества <... >, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого".

В предисловии к 25-му изданию Фромм спрашивает себя, сохранились ли социальные и психологические тенденции, затронутые в его книге 25 лет назад и отвечает утвердительно, объясняя это появлением новых причин, вызывающих страх у человека перед свободой. Это открытие атомной энергии и возможность ее использования в деструктивных целях. Это кибернетическая революция, в ходе которой "... мозг его [человека] и нервные реакции заменяют машины". Это безработица и демографический взрыв.

Очевидно, что подобные рассуждения остаются как нельзя более актуальными и в настоящее время, когда в условиях кажущейся свободы, равенства прав, неограниченных возможностей, большинство людей оказываются втиснутыми в узкие рамки социальных условностей, сами устанавливают для себя жесткие границы возможного и допустимого, стремятся к принадлежности к определенной группе. В начале третьего тысячелетия, на фоне стремительного прогресса, большинство людей продолжают жить по меркам каменного века, процветают идолопоклонничество, превознесение материальных ценностей, отсутствие или весьма ограниченное стремление к индивидуальности и свободе.

В данной работе будет рассмотрена философия одного из величацших мыслителей двадцатого века на основе изучения книги «Бегство от свободы», выделены основополагающие аспекты его теории, проанализированы наиболее значимые философские принципы мировоззрения Эриха Фромма.

 

  1. Андриенко Е.В., Сластенин В.А. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М., 2004
  2. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
  3. Добреньков В.И. В поисках свободы и справедливости. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990
  4. Добрынина В.И. Философия ХХ века. Учебное пособие. Спб, 2004
  5. Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук Алексеева А.П. - М.: "Проспект", 1998
  6. Константинов А. Радикальный гуманизм Эриха Фромма // интернет-ресурс «Нооген» noogen.su, 2000
  7. Константинов А. Учение Эриха Фромма об обществе // интернет-ресурс «Нооген» noogen.su, 2003
  8. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. Современная философская мысль. Главные направления современной философии. М. 2006
  9. Лебон Г. Психология народов и масс / Гюстав Лебон; перевод с фр. М.: Академический проект. 2012
  10. Московичи С. Век толп. Наука о массах. М.: Центре психологии и психотерапии, 1998
  11. Степанов С. Эрих Фромм // Материалы с сайта hpsy.ru
  12. Тарасов А. Наследие Эриха Фромма для радикала конца ХХ ― начала XI века // Лекция из цикла «Общественная мысль ХХ века: практически ценное для политического радикала наших дней», прочитанного в Свободном университете им.С.Курехина, 1996.
  13. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ. /Общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1989.
  14. Чернышева Л.А. Разумность добра. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Человек для себя. Минск, 1992
  15. Шашков Н.И., Ерохина Л.Д. История философии (конспект лекций) / под ред.Ильина А.А., М., 2008

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2012 год 8 стр.
Реферат Принципы познания Бэкона
Реферат Философия
2016 год 29 стр.
Реферат Мифология как форма мировоззрения
Реферат Философия
2016 год 18 стр.
Основные направления исследований Э. Фромма
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское