Введение
- Проблема свободы в философии Эриха Фромма
- Механизмы бегства от свободы
- Психология нацизма
- Свобода и современная демократическая система
- Эрих Фромм о воспитании и образовании как
- бегства от свободы
- Заключение
Список использованной литературы
Сколько лет живет на Земле человек, столько лет продолжается борьба за свободу. Во все времена существования человечества социальное положение отдельных его представителей было неравным, зависело от различных факторов ― место рождения, положения родителей, принадлежности к определенной социальной группе, - постоянно в обществе существовало противостояние, порой выплескивавшееся в открытую борьбу за свободу, равенство прав, борьбу с угнетением и угнетателями...
Особенно остро эти процессы стали проявляться в период Новой Истории на территории Европы и Америки: человек стремительно и неуклонно освобождался от влияния церковных догматов, абсолютизма правительства, преодолевал даже силы природы в своем стремлении к свободе. И на рубеже 19-20 веков общая философская концепция была крайне оптимистично настроена: победа демократии казалась неизбежной, человек представлялся истинным Венцом творения, а будущее мира рисовалось исключительно благополучным, наполненным всеобщим процветанием, равенством и свободой. И многочисленные кровопролитные события начала 20го века в то время представлялись необходимым этапом борьбы за свободу и всеобщее процветание. После Первой Мировой Войны казалось, что достигнуты все условия для торжества демократии. Однако стали происходить парадоксальные явления: зародившиеся в Италии и Германии тоталитарные нацистские режимы стремительно расцветали, а миллионы людей охотно отказывались от своей свободы, становясь частями тоталитарной машины. Всеобщий оптимизм и вера в торжество демократии сыграли с человечеством злую шутку: люди оказались не готовы к приходу фашизма, тоталитарная власть застали их врасплох, и народные массы вовремя на всколыхнулись в борьбе с угнетателями. Лишь немногие, в число которых входят Ницше и Маркс, в тот момент предвещали зловещие признаки грядущего извержения. Победила тоталитарная власть, и народ оказался в тисках жесткой дисциплины, безоговорочного подчинения воле вождей, в условиях диктуемого свыше единообразия мыслей и идей.
Такая стремительная и безоговорочная победа тоталитаризма над целой нацией невольно заставляет задуматься и вызывает недоумение: Неужели люди, так долго и упорно стремившиеся к свободе и равенству, не протестовали против диктуемого им режима? Почему зажимание в тиски тоталитаризма не вызвало у них бурного сопротивления? Какие законы человеческой психологии послужили причиной такого добровольного подчинения? И почему отдельные представители человеческого рода стремились к власти с такой страстью, с которой остальное большинство готово было подчиняться?...
Подобные вопросы задавали себе многие великие умы нашей современности ― среди них и Эрих Фромм. На страницах своей книги “Бегство от свободы” он искал ответ на эти и другие вопросы, анализировал причины и механизмы добровольного отказа человека от свободы. И выдвигал собственную концепцию «Негативной свободы», которая, по мере осознания человеком своей индивидуальности и отделенности и остального мира, вызывала и растущий страх одиночества, тревогу перед будущим, гнет ответственности за принятые самостоятельно решения. В результате индивидуум может развиваться по двум путям: либо воссоединиться с окружающим миром в спонтанности любви и творческого труда (тем самым приобщившись к «Позитивной свободе»), - либо найти опору, которая избавит от бремени свободы и индивидуальности, стать частью системы, что наиболее часто и происходит. Если у человека нет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы придавала его жизни направленность и смысл, то он чувствует себя пылинкой, и его охватывают страх и сомнения, парализующие его способность действовать.
Эрих Фромм, будучи ярким представителем неофрейдизма XX века, оспаривал точку зрения Фрейда на законы существования социума. Согласно Фрейду, человек является изначально антисоциальным существом, и общество «приручает» человека, подавляя и ограничивая его низменные импульсы и примитивные желания, которые в результате трансформируются в устремления, имеющие культурную ценность. При высокой степени подавления индивидуум становится невротиком, и давление должно быть ослаблено. Чем больше давление и подавление, тем больше достижений культуры и, соответственно, невротических расстройств. Фрейд все сводит к удовлетворению инстинктов человека, а роль общества по Фрейду ― это удовлетворение либо подавление потребностей индивидуума.
Эрих Фромм видел взаимодействие человека и общества под иным углом: роль общества - не только в подавлении личных факторов, но и в созидательной функции формирования личности, а человек при всей его индивидуальности ― продукт социального процесса. Этот социальный процесс может развить самые прекрасные наклонности человека, равно как он может развить и самые уродливые черты. С другой стороны, человеческая энергия является активной силой, способной влиять на социальные процессы.
В процессе исследования психики современного человека, внимание Эриха Фромма концентрируется на ключевом для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. "Основная идея этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества <... >, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого".
В предисловии к 25-му изданию Фромм спрашивает себя, сохранились ли социальные и психологические тенденции, затронутые в его книге 25 лет назад и отвечает утвердительно, объясняя это появлением новых причин, вызывающих страх у человека перед свободой. Это открытие атомной энергии и возможность ее использования в деструктивных целях. Это кибернетическая революция, в ходе которой "... мозг его [человека] и нервные реакции заменяют машины". Это безработица и демографический взрыв.
Очевидно, что подобные рассуждения остаются как нельзя более актуальными и в настоящее время, когда в условиях кажущейся свободы, равенства прав, неограниченных возможностей, большинство людей оказываются втиснутыми в узкие рамки социальных условностей, сами устанавливают для себя жесткие границы возможного и допустимого, стремятся к принадлежности к определенной группе. В начале третьего тысячелетия, на фоне стремительного прогресса, большинство людей продолжают жить по меркам каменного века, процветают идолопоклонничество, превознесение материальных ценностей, отсутствие или весьма ограниченное стремление к индивидуальности и свободе.
В данной работе будет рассмотрена философия одного из величацших мыслителей двадцатого века на основе изучения книги «Бегство от свободы», выделены основополагающие аспекты его теории, проанализированы наиболее значимые философские принципы мировоззрения Эриха Фромма.