Введение
1 Теоретические аспекты формирования ассортимента товаров
1.1 Понятие и виды ассортимента
1.2 Показатели, характеризующие рациональность ассортимента
2 Коммерческая работа по формированию ассортимента
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия
2.2 Анализ коммерческой работы по формированию ассортимента товаров на предприятии
3 Совершенствование процесса формирования торгового ассортимента в розничном торговом предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей способствует увеличению экономических показателей деятельности магазина, и не в малой степени зависит от оптимального ассортиментного портфеля. Формирование ассортимента представляет собой процесс определения номенклатура товаров с учетом покупательской потребности.
Создание рационального товарного ассортимента в розничном магазине является основным условием бесперебойного обеспечения торговой точки товарами, удовлетворяющими покупательский спрос. Это и обуславливает актуальность темы работы.
В связи с этим формирование оптимального ассортимента товара в торговом зале является важной функцией любого торгового предприятия. Необходимо определить и создать такой ассортимент товаров, который будет способен удовлетворить запросы различных категорий покупателей. Таким образом, формирование ассортимента становится главным направлением коммерческой работы.
Основным принципом формирования товарного ассортимента является его соответствие покупательскому спросу — он должен предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках выбранного рыночного сегмента. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой (числом товарных групп) и глубиной (число разновидностей товара по каждому наименованию).
Целью данной работы является изучение процесса формирования ассортимента товаров на примере сети супермаркетов «Семейный» в г. Саратов (ООО «Волгаторг»);.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- привести понятие и виды ассортимента;
- описать показатели, характеризующие рациональность ассортимента;
- дать организационно-правовую характеристику ООО «Волгаторг»;
- провести анализ коммерческой работы по формированию ассортимента товаров в ООО «Волгаторг»;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса формирования ассортимента в ООО «Волгаторг».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования ассортимента товаров: приводится понятие «ассортимент», его классификация, основные показатели и формулы для расчета.
Во второй главе проведен анализ процесса формирования ассортимента в сети супермаркетов «Семейный»: дана организационно-правовая характеристика предприятия, описана организационная структура, осуществлен расчет ряда показателей ассортимента.
Третья глава содержит рекомендации по совершенствованию процесса формирования ассортимента товаров в супермаркетах «Семейный» на основании проведенного анализа.
- Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и сервис, 2010. – 462 с.
- Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
- Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. - 2011. - N 2. - С. 26-33.
- Большая книга директора магазина/С.А. Сысоева, Г. Крок. – Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2012. – 400 с.
- Бузукова Е.А. «Категорийный менеджмент. Управление ассортиментом в рознице». – Санкт-Петербург: «Питер», 2015. – 546 с.
- Бузукова Е. А. Закупки и поставщики : курс управления ассортиментом в рознице. – СПб.: Питер , 2011. - 422 с.Иванов, Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. – Москва: Академия, 2010. – 317 с.
- Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК : ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2. - Ч. 1. - С. 59-63.
- Емельянов В. В. Методика формирования эффективного ассортимента продуктового магазина // Поволжский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 4. - С. 20-29.
- Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2011. - 246 с.
- Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - 2012. - № 7. - С. 54-66.
- Максимов С. Ассортимент : бесценное мастерство комбинирования // Модный magazin. - 2012. - № 1/2 (101). - С. 30-35
- Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
- Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и Кº, 2011. – 543 с.
- Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия розничной торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2011. - № 5. - С. 40-40
- Официальный сайт супермаркетов «Семейный» http://semsar.ru/
- Попов Е. В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. - N 4. - С. 101-110
- Прокопчук А. А. Анализ факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента в системе управления торговой организацией // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2011. - N 1. - С. 104-106
- Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап : экономическая теория, анализ, практика. - 2011. - № 5. - С. 127-132
- Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / Н. В. Егарева и др. – Москва: КноРус, 2010. – 416 с.
- Симонова А.П. Ассортиментная политика фирмы - Минск: Высшая школа, 2011. – 423 с.
- Слащёв Е. В. Оценка эффективности управления товарным ассортиментом предприятия как часть системы стратегического управления // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия : Экономика. - 2011. - № 2. - С. 83-89
- Снегина В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. 1-е изд. / СПб.: Изд-во «Питер», 2012. – 215с.
- Сюлина С. П. Методология анализа оптимизации ассортимента продукции на долгосрочную перспективу // Экономический журнал. - 2010. - Т. 19. - № 3. - С. 26-36
- Харитонова О. Секрет успешных продаж : баланс ассортимента // Новости торговли. - 2011. - № 12. - С. 70-74
- Чекалина А. Ассортимент: американская модель против российского подхода // Модный magazin. - 2012. - № 4 (103). - С. 38-40
- Юрова Н. А. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2010. - № 1. - С. 165-170