ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Особенности обучения иностранному языку на начальной ступени образования в контексте требований современных образовательных стандартов
1.1. Современные подходы к изучению иностранного языка
1.2. Формирование иноязычной лексической компетентности младших школьников
1.3.Методические подходы при изучениии лексики в начальной школе
Глава II
2.1 Лексические упражнения:
2.2 Комплекс лексических упражнений для использования в начальной школе
2.3. Игровая деятельность на уроках иностранного языка как успешное усвоение лексики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение. Разработка урока английского языка в 4 классе по теме:
На сегодняшний день знание иностранного языка позволяет существенно расширить возможности человека, поскольку обеспечивает получение информации не только на родном языке, но и на одном или более иностранных языках. Именно по этой причине изучение иностранного языка занимает важное место в современной системе образования.
Наиболее важным является этап изучения иностранного языка в начальных классах, когда учащиеся впервые знакомятся с культурой и языком другого народа. Именно с это время формируется отношение к данному учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение. При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителю, работающему в начальных классах, очень важно прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность.
При обучении младших школьников иностранному языку основным направление являются речевые умения, т.к. только они свидетельствуют о способности участвовать в общении. В то же время важнейшую роль играют языковые навыки (в том числе лексические), на сформированности которых базируется речевая деятельность. Актуальность данной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, - это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.
В первый год изучения английского языка происходит формирование первичного словаря обучающегося, который состоит из активной лексики изучаемого языка. Активная лексика это – лексика, которая может быть употреблена репродуктивно, в отличие от пассивной лексики, которую коммуникант понимает при чтении и аудировании, но не употребляет в речи [18]. На начальном этапе изучения иностранного языка пассивный лексический минимум у обучающегося, как правило, отсутствует, так как он вынужден использовать во всех видах деятельности изученную лексику, количество которой ограничено. Однако существует опасность перехода активной лексики в пассивную при условии, что лексический запас ученика возрастает, и редко употребляемые слова постепенно переходят в разряд пассивной лексики. Во избежание перехода лексики из активного вокабуляра в пассивный, необходимо постоянное повторение и использование лексических единиц во всех видах речевой деятельности.
Успешное использование лексических единиц в речи (во всех видах речевой деятельности) возможно только при развитии у обучающихся лексических навыков, которые, в свою очередь, помогут автоматизировать использование лексических единиц и ускорят выбор необходимой лексики. Лексические навыки − это способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей [23, с. 34]. По Шатилову С.Ф. формирование лексических навыков подразделяется на три этапа: - ориентировочно-подготовительный (введение лексики); - тренировочный (закрепление лексики в соответствующих упражнениях); - оценочный (контроль) [25].
Принимая во внимание тот факт, что ведущей деятельностью младшего школьника является игра, данная форма активности часто используется на уроках в начальной школе.
Вопросы методики обучения лексики иностранного языка рассматривались многими исследователями, среди них: В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, Зимняя И.А., И.Л. Бим, Шатилов С.Ф., Шацкий В.Н., Жилко Н.М., Кузьменко Ю.В. и многие другие. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в начальной школе, вопросы изучения иноязычной лексики рассматривались в котексте исследования других проблем (например, в работах Н.А. Горловой, А.Ю. Дегтярь, Н.В. Добрыниной, М.Т. Оганесяна, Л.А. Цветковой и др.)
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет – оптимальные методические приемы обучения при формировании основ лексической компетентности детей младшего школьного возраста..
Цель работы - определить ведущие подходы к изучению лексики на уроках английского языка и представить на их основе продуктивный комплекс лексических упражнений разного уровня.
В соответствии с поставленной целью, обозначенными объектом и предметом исследования предполагается решение следующих задач:
1) осуществить теоретический анализ проблемы формирования основ лексической компетенции младших школьников с учетом требований современных образовательных концепций и стандартов в обозначенном направлении;
2) проанализировать методические подходы к изучению лексики на младшей ступени обучения иностранному языку;
3) представить и обосновать практическую реализацию изучения лексики на уроках английского языка посредством разработки дидактического материала (заданий и упражнений по теме).
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что работа по изучению младшими школьниками лексики на уроках иностранного языка представляет собой систему и может быть эффективно организована при соблюдении следующих методических условий:
1) целенаправленный отбор содержания дидактического текстоориентированного материала;
2) поэтапность подачи дидактического материала (с постепенным усложнением) в соответствии с формированием лексических умений и навыков и особенностями развития речи школьников; последовательность в изложении материала;
3) включение разнотематических групп лексики в контекст творческих заданий и упражнений, которые учащиеся выполняютв ходе уроков, при выполнении домашних заданий, во внеурочной деятельности.
В ходе работы использованы такие подходы и методы, как: сравнительно-исторический (прослеживающий теоретические аспекты иноязычной лексики), лингвистический (описательный, функциональный), методический (изучение и обобщение опыта работы, разработка упражнений и заданий).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении концептуальных принципов организации материала для формирования лингвистической компетентности учащихся; в отборе и систематизации дидактического материала для использования в практической деятельности.
Практическая направленность работы состоит в том, что представленные дидактические материалы и методические разработки могут быть использованы в практике школьного преподавания, при проведении лекций, семинаров, занятий языковой направленности.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения, списка использованной литературы (26 источников) и приложения. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Глава I
Особенности обучения иностранному языку на начальной ступени образования в контексте требований современных образовательных стандартов
Современные подходы к изучению иностранного языка
Специфика культурной и национальной составляющих современного российского общества выдвигают требования к концепции изучения иностранных языков как одной из ценностей национальной культуры как единого целого, способствующего формированию ценностного отношения и к собственной, и к чужой национальной культуре. Именно поэтому в настоящее время исключительно важно осознать необходимость новой концепции обучения иностранным языкам, представляющим собой важнейшую ценность любой национальной культуры [12, с. 17].
Реализация новой концепции с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения призвана способствовать: формированию личностного самосознания; национальному и жизненному самоопределению учащихся; усвоению учащимися культурных ценностей; адаптации личности учащегося в современной социально-культурной среде; развитию ценностного отношения к родным традициям и культуре; формированию и развитию у учащихся навыков межкультурной коммуникации.
Приоритетными целями изучения иностранного языка в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов выступает формирование так называемой коммуникативной концепции, ориентированной на вхождение выпускников школы в различные сферы трудовой деятельности; - овладение необходимыми во всевозможных жизненных ситуациях навыками и умениями; - всестороннее развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их познавательных интересов; - воспитание позитивного отношения учащихся к людям и обществу в целом; - получение навыков использования полученных в школьных стенах знаний и умений в повседневной жизни [20] .
Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста основывается на их возрастных и психологических особенностях, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания. Одновременно к основным трудностям развития коммуникативных способностей следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- нехватка у учащихся языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; - слабая степень вовлеченности учащихся в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- учащимся сложно выдержать в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке. Особенно это касается слабоуспевающих детей. Поэтому следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. На начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев. Но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал. [19, с. 126]
Федеральные государственные образовательные стандарты общего начального образования второго поколения ориентированы на развитие личности школьника, поддержание у него интереса к обучению, формирование стойкого желания и умения учиться, получать новые знания, воспитание его нравственных и эстетических чувств, а также охрану и обеспечение психического и физического здоровья детей.