Курсовая работа|Педагогика

Формирование основ лексической компетентности детей младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 49

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Особенности обучения иностранному языку на начальной ступени образования в контексте требований современных образовательных стандартов

1.1. Современные подходы к изучению иностранного языка

1.2. Формирование иноязычной лексической компетентности младших школьников

1.3.Методические подходы при изучениии лексики в начальной школе

Глава II

2.1 Лексические упражнения:

2.2 Комплекс лексических упражнений для использования в начальной школе

2.3. Игровая деятельность на уроках иностранного языка как успешное усвоение лексики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение. Разработка урока английского языка в 4 классе по теме:

 

На сегодняшний день знание иностранного языка позволяет существенно расширить возможности человека, поскольку обеспечивает получение информации не только на родном языке, но и на одном или более иностранных языках. Именно по этой причине изучение иностранного языка занимает важное место в современной системе образования.

Наиболее важным является этап изучения иностранного языка в начальных классах, когда учащиеся впервые знакомятся с культурой и языком другого народа. Именно с это время формируется отношение к данному учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение. При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителю, работающему в начальных классах, очень важно прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность.

При обучении младших школьников иностранному языку основным направление являются речевые умения, т.к. только они свидетельствуют о способности участвовать в общении. В то же время важнейшую роль играют языковые навыки (в том числе лексические), на сформированности которых базируется речевая деятельность. Актуальность данной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, - это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.

В первый год изучения английского языка происходит формирование первичного словаря обучающегося, который состоит из активной лексики изучаемого языка. Активная лексика это – лексика, которая может быть употреблена репродуктивно, в отличие от пассивной лексики, которую коммуникант понимает при чтении и аудировании, но не употребляет в речи [18]. На начальном этапе изучения иностранного языка пассивный лексический минимум у обучающегося, как правило, отсутствует, так как он вынужден использовать во всех видах деятельности изученную лексику, количество которой ограничено. Однако существует опасность перехода активной лексики в пассивную при условии, что лексический запас ученика возрастает, и редко употребляемые слова постепенно переходят в разряд пассивной лексики. Во избежание перехода лексики из активного вокабуляра в пассивный, необходимо постоянное повторение и использование лексических единиц во всех видах речевой деятельности.

Успешное использование лексических единиц в речи (во всех видах речевой деятельности) возможно только при развитии у обучающихся лексических навыков, которые, в свою очередь, помогут автоматизировать использование лексических единиц и ускорят выбор необходимой лексики. Лексические навыки − это способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей [23, с. 34]. По Шатилову С.Ф. формирование лексических навыков подразделяется на три этапа: - ориентировочно-подготовительный (введение лексики); - тренировочный (закрепление лексики в соответствующих упражнениях); - оценочный (контроль) [25].

Принимая во внимание тот факт, что ведущей деятельностью младшего школьника является игра, данная форма активности часто используется на уроках в начальной школе.

Вопросы методики обучения лексики иностранного языка рассматривались многими исследователями, среди них: В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, Зимняя И.А., И.Л. Бим, Шатилов С.Ф., Шацкий В.Н., Жилко Н.М., Кузьменко Ю.В. и многие другие. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в начальной школе, вопросы изучения иноязычной лексики рассматривались в котексте исследования других проблем (например, в работах Н.А. Горловой, А.Ю. Дегтярь, Н.В. Добрыниной, М.Т. Оганесяна, Л.А. Цветковой и др.)

Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в начальной школе.

Предмет – оптимальные методические приемы обучения при формировании основ лексической компетентности детей младшего школьного возраста..

Цель работы - определить ведущие подходы к изучению лексики на уроках английского языка и представить на их основе продуктивный комплекс лексических упражнений разного уровня.

В соответствии с поставленной целью, обозначенными объектом и предметом исследования предполагается решение следующих задач:

1) осуществить теоретический анализ проблемы формирования основ лексической компетенции младших школьников с учетом требований современных образовательных концепций и стандартов в обозначенном направлении;

2) проанализировать методические подходы к изучению лексики на младшей ступени обучения иностранному языку;

3) представить и обосновать практическую реализацию изучения лексики на уроках английского языка посредством разработки дидактического материала (заданий и упражнений по теме).

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что работа по изучению младшими школьниками лексики на уроках иностранного языка представляет собой систему и может быть эффективно организована при соблюдении следующих методических условий:

1) целенаправленный отбор содержания дидактического текстоориентированного материала;

2) поэтапность подачи дидактического материала (с постепенным усложнением) в соответствии с формированием лексических умений и навыков и особенностями развития речи школьников; последовательность в изложении материала;

3) включение разнотематических групп лексики в контекст творческих заданий и упражнений, которые учащиеся выполняютв ходе уроков, при выполнении домашних заданий, во внеурочной деятельности.

В ходе работы использованы такие подходы и методы, как: сравнительно-исторический (прослеживающий теоретические аспекты иноязычной лексики), лингвистический (описательный, функциональный), методический (изучение и обобщение опыта работы, разработка упражнений и заданий).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении концептуальных принципов организации материала для формирования лингвистической компетентности учащихся; в отборе и систематизации дидактического материала для использования в практической деятельности.

Практическая направленность работы состоит в том, что представленные дидактические материалы и методические разработки могут быть использованы в практике школьного преподавания, при проведении лекций, семинаров, занятий языковой направленности.

Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения, списка использованной литературы (26 источников) и приложения. Общий объем работы составляет 50 страниц.

 

Глава I

Особенности обучения иностранному языку на начальной ступени образования в контексте требований современных образовательных стандартов

Современные подходы к изучению иностранного языка

 Специфика культурной и национальной составляющих современного российского общества выдвигают требования к концепции изучения иностранных языков как одной из ценностей национальной культуры как единого целого, способствующего формированию ценностного отношения и к собственной, и к чужой национальной культуре. Именно поэтому в настоящее время исключительно важно осознать необходимость новой концепции обучения иностранным языкам, представляющим собой важнейшую ценность любой национальной культуры [12, с. 17].

Реализация новой концепции с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения призвана способствовать:  формированию личностного самосознания; национальному и жизненному самоопределению учащихся; усвоению учащимися культурных ценностей; адаптации личности учащегося в современной социально-культурной среде;       развитию ценностного отношения к родным традициям и культуре;        формированию и развитию у учащихся навыков межкультурной коммуникации.

Приоритетными целями изучения иностранного языка в соответствии с  требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов выступает формирование так называемой коммуникативной концепции, ориентированной на вхождение выпускников школы в различные сферы трудовой деятельности; -        овладение необходимыми во всевозможных жизненных ситуациях навыками и умениями; -        всестороннее развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их познавательных интересов; -        воспитание позитивного отношения учащихся к людям и обществу в целом; -        получение навыков использования полученных в школьных стенах знаний и умений в повседневной жизни [20] .
Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста основывается на их возрастных и психологических особенностях, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания. Одновременно к основным трудностям развития коммуникативных способностей следует отнести мотивационные проблемы, такие как:

- нехватка у учащихся языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; - слабая степень вовлеченности учащихся в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

- учащимся сложно выдержать в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке. Особенно это касается слабоуспевающих детей. Поэтому следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. На начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев. Но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал. [19, с. 126]

Федеральные государственные образовательные стандарты общего начального образования второго поколения ориентированы на развитие личности школьника, поддержание у него интереса к обучению, формирование стойкого желания и умения учиться, получать новые знания, воспитание его нравственных и эстетических чувств, а также охрану и обеспечение психического и физического здоровья детей.

  1. Адаменко, Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции / Н.А. Адаменко. – Хабаровск. – 2007. – 225c.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др..; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
  4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы / Н. Д. Гальскова // Вестник Московского государственного университета. Педагогика. – М.: МГУ, 2013. – №1. – С. 2-14.
  5. Григорович Л.A. Пeдaгогикa и психология: уч. пособиe для ВУЗов. - М: Гaрдaрики, 2001. – 245 с.
  6. Дронина М.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного язика / М.А. Дронина // Педагогические науки. – 2011. – №6. – С. 81-85.
  7. Золотарева, О.А. Информационные технологии на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/597058/.
  8. Кочергина И.Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517925/.
  9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова // Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  10. Марычева Е.П. Инновационные технологии в образовательном процессе (обучение иностранным языкам) / Е.П. Марычева  // http://www.vlsu.ru/index.php?id=1614&type.
  11. Милюткина Я. Е. Обучающие игры на уроках иностранного языка в начальной школе [Текст] / Я. Е. Милюткина, Н. О. Ветлугина // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 19-19.
  12. Муллаголова Э. Ш. Ключевые аспекты обучения иностранному языку на современном этапе [Текст] / Э. Ш. Муллаголова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.).  — Казань: Бук, 2015. — С. 17-19.
  13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2-х кн. / И.П. Подласый. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 474 с.
  14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.
  15. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов — 3-е издание / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. — 232с.
  16. Сафонова В.П. Современный урок иностранного язика / В.П. Сафонова. – М.: Учитель, 2011. – 145 с.
  17. Сборник творческих программ, концепций и методических разработок. Выпуск 4. — М. : Ассоциация творческих учителей России, 2002.- 120 с.
  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. Народное образование, 1998. - 256 с.
  19. Тенишева С. Б. Повышение мотивации на уроках английского языка в начальной школе [Текст] / С. Б. Тенишева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).  — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 125-127.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011 г. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  21. Филатов В. М., Филатова Г. Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов. — Ростов Н/Д: Анион, 1999. — 384 с.
  22. Хуторской A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В.Хуторской. СПб: Питер, 2001. - 544 с.
  23. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 43-47.
  24. Чудочина Т. П. Игра в обучении дошкольников иностранному языку [Текст] / Т. П. Чудочина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 76-78.
  25. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе./ С.Ф. Шатилов. ─ М.: Просвещение, 1986.
  26. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2014 год 33 стр.
Курсовая Формирование лексического запаса в игре
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2015 год 49 стр.
Курсовая Формирование интереса к чтению первоклассников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское