Введение
Глава 1. Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактические игры как объект исследования в педагогике и дидактике
1.2.Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
1.3.Обзор педагогической литературы по проблемам развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Серия дидактических игр по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Актуальность. Лексика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь понятной для окружающих.
Своевременное формирование лексического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.
Овладение лексическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Проблема обучения лексическим нормам родного языка актуальна.
Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития лексического строя речи у детей.
При нормальном развитии у ребенка к старшему дошкольному возрасту усваивает все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется.
М. И. Попова отмечает, что для освоения лексики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации.
Цель исследования: теоретически изучить возможности развития лексического запаса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Объектом исследования является процесс развития лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – дидактическая игра как средство формирования лексического запаса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
- Рассмотреть онтогенез развития лексического запаса детей старшего дошкольного возраста;
- Изучить возрастные особенности овладения лексическим запасом детей;
- Подобрать серию дидактических игр для развития лексического запаса детей старшего дошкольного возраста;
В своих исследованиях мы использовали следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2010. – 400с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Воспитание игрой. – М.,1997. – с.107.
Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.
Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988. - №7 – с. 70.
Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. - №1- с. 35.
Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 40.
Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991. – 160с.
Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – с. 45.
Воспитание детей в игре. Под ред. Менджрицкая Д. В. – М., 1982. – с.101.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966.— 541с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение», 1961. – 540с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М.: «Аристотель», 2012.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1981.
Жуковская Р.Н. Игра и её педагогическое значение – М., 1999. – с.84.
Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. 1965 год.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1985.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М., 1959. - с.32.
Лурия А. Р. Речь и мышление. – Изд-во МГУ, 1969. – С. 22. 90
Микшина Е. П., Горбунова Н. В., Мамедова Е. Ю. Методика формирования и развития устной речи. - М.: Союз, 2011. - 160 с.
Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1 – с.26.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя .- 2-е изд., испр..- М., 2010.- с.96.
Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996 – №9 – с. 40
Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1993. – с.169.
Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1982. – 103с.
Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.- М.: МПСИ, 2011. - 518 с.
Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.: ил. — (Библиотека для родителей).
Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное воспитание. – 1988 - №4 – с. 33.
Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института Психотерапии», 2011 – 300с.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2011. – 240с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
Эльконин Д, Б. Психология игры. М., 1978, с.