Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблематики обучения художественно одаренных детей в общеобразовательной школе
1.1. Подходы к определению понятия «одаренность»
1.2. Художественная одаренность – что это?
1.3. Особенности психики художественно одаренных детей
1.4. Обучение художественно одаренных детей в общеобразовательной школе
Список литературы
Примерно 20% детей в школьном возрасте могут быть отнесены к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные . В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Но эти личностные и социальные преимущества одаренности, однозначно, казалось бы, обеспечивающие успешность развития талантливого ребенка, «уравновешиваются» множеством проблем и трудностей, возникающих прежде всего по причине отсутствия оптимальных условий развития одаренности: не учитываются индивидуальные способности ребенка, возникают трудности в социальной адаптации, личностные проблемы. По данным П. Торренса (США) около 30% отчисляемых (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) из школ составляют одаренные и даже сверходаренные дети .
В литературе часто встречается предположение, что одаренные легко оказываются в социальной изоляции от сверстников и часто вызывают чувство неловкости и страха у родителей, что негативно сказывается на их развитии. Наиболее серьезная проблема для одаренных детей заключается в огромном разрыве между их зрелым интеллектом и «незрелыми» чувствами, которые соответствуют их хронологическому возрасту. Следует обратить внимание родителей и воспитателей или учителей на то, что дети, которых считают трудными, тоже могут быть одаренными.
Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. О системе поддержки талантливых детей и сопровождении в течение всего становления личности говорится в национальной инициативе «Наша Новая Школа».
Проблема выявления, развития и поддержки детей с признаками одаренности остается на сегодняшний день актуальной как на уровне государства, так и на региональном и муниципальном уровне. Главной целью создания сети специализированных классов является формирование инновационной среды, стимулирующей развитие возможностей и реализации потенциала детей.
Выявление детей, одаренных в художественной сфере, в отличие от детей, одаренных в иных сферах, я выделила потому, что сфера их одаренности выходит за рамки стандартной школьной программы. К экзаменам, которые нужно сдавать при поступлении в соответствующие ВУЗы, не готовят в школе. Таким образом, на плечи этих детей ложится двойная нагрузка: учиться в общеобразовательной школе и заниматься дополнительно, развивая свой талант. Также им приходится готовиться к экзаменам вдвое больше, чем даже всем остальным одаренным детям.
Цель исследования: изучение особенностей обучения художественно одаренных детей в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс обучения художественно одаренных детей в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация обучения художественно одаренных детей в общеобразовательной школе.
Гипотеза: для обучения художественно одаренных детей без ущерба в освоении общеобразовательной программы необходимо создание особых условий организации образовательного процесса.
Задачи:
1) изучить особенности психики художественно одаренных детей;
2) изучить особенности обучения художественно одаренных детей;
3) рассмотреть возможности создания особых условий организации учебного процесса для художественно одаренных детей.
Методологическими и теоретическими источниками исследования являются фундаментальные положения: о природе одаренности и комплексном подходе к развитию одаренности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Э.Ландау, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, Дж. Рензулли, Б.М. Теплов, П. Торренс, С. Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б Шумакова и др.); об особенностях социального развития и акселерации одаренного ребенка (В.Н.Дружинин, А.И.Савенков, Ю.Д. Бабаева, А.В.Кулемзина, А.М.Матюшкин, B.C. Юркевич, В.Ю. Большаков, Д.В.Ушаков и др.).
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении и представлении особых условий организации обучения художественно одаренных детей в общеобразовательной школе.
Практическая значимость работы: при практическом применении, работа поможет:
- организовывать процесс обучения художественно одаренных детей с учетом их потребностей,
- сделать процесс обучения максимально направленным на развитие таланта без ущерба для освоения общеобразовательной программы;
- организовать психологическое сопровождение обучения художественно одаренных детей для сохранения их психологического и физического здоровья;
- педагогам лучше понимать этих детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование проблематики обучения художественно одаренных детей в общеобразовательной школе
1.1. Подходы к определению понятия «одаренность»
Сегодня в педагогике и психологии особенно возрос интерес к феномену одаренности, так как социальный заказ на разработку проблем одаренности во многом определяет социальное, экономическое, культурное развитие общества, совершенствования и развития системы образования в целом. В научных источниках подчеркивается многозначность термина «одаренность». Определение одаренности, способностей личности, дара ранее сводилось к «более широким возможностям личности» и, таким образом, формировало преставление о границах, пределах развития личности .
Так, английский психолог Дж. Фримэн насчитала более 100 различных определений этого явления. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, имеющий хорошие результаты в изучении различных академических дисциплин. Таким образом, на протяжении долгого времени особенности и характеристики высокоинтеллектуальных индивидов определяли природу одаренности.
Обратимся к психолого-педагогическим учениям феномена одаренности, которые были сделаны зарубежными учеными и позволяют рассмотреть основные характеристики данного явления.
В середине XIX века было положено начало новым разработкам проблемы одаренности, так как ее главными источниками стали рассматривать врожденные особенности человека и данные идеи стали теоретическим обоснованием многих течений в педагогике, например «новые школы» в Швейцарии, Франции, «элитарные» в Германии, США, Австрии. Разнообразные мнения исследователей, выражающиеся в их концепциях показывают сложность изучения проблемы одаренности, ее природы, однако они имели историческую ценность и определяли пути рассмотрения этого феномена. В конце XIX века начало XX ученые рассмотрели вопросы, затрагивающие уровни одаренности в разных видах человеческой деятельности, проблемы одаренности стали носить практический характер. В трудах зарубежных исследователей разрабатывались и изучались разные модели и методы исследований одаренности и способностей.
Первым серьезным исследованием таланта является работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта» . Автор рассмотрел разные принципы тестирования людей, основываясь на измерении различных характеристик, которые в какой-то степени не зависят от обучения. Данная методика не утратила своего значения и даже сегодня применяется в разработке новейших методов педагогической психодиагностики. Используя большой исследовательский и фактический материал, философ смог выявить факторы, которые значительно влияют на развитие одаренности, он также вычленил необходимость метода в воспитательном и образовательном процессах.
Одновременно существовали и противоположные точки зрения, по которым нет ни божественного, ни врожденного «дара», хотя жизненная практика показывала, что творческие возможности и умственные способности человека не находятся в равных отношениях, а явные отличия проявляются уже в раннем детстве от умственной задержки в развитии до высокого уровня одаренности.
Значительно расширить представления об одаренности позволили рассмотрения понятия «способности», хотя ранее проблемы одаренности разрабатывались с точки зрения «таланта» и «гениальности».