Курсовая работа|Социология

Фотография как метод визуальной социологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Общие основы визуальной социологии

1.1. Составляющие компоненты визуальной социологии

1.2. Визуальная социология как специальная социологическая теория

Глава 2

2.1. Фотография - метод визуальной социологии

2.2. Визуальные методы и примеры их использования

2.3. Использование фотографии в качестве метода визуальной социологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По наблюдению Говарда Беккера, одного из теоретиков применения этого метода в социологии, фотография всегда была средством изучения общества. В качестве инструментов социального познания эффективно можно использовать фоторепортажи и фото-эссе, сделанные без претензии на научность - ведь фотографы, как и социологи, всегда изучали сообщества. Все это неизбежно привело фотографию в поле социальных наук еще в начале ХХ века, то есть на заре социологии и антропологии в том виде, в каком они предстают сегодня. В антропологии фотографии стали использоваться намного раньше, чем в социологии - в классических работах Малиновского, Эванса-Причарда они служили иллюстративным материалом. Сегодня же их можно использовать для реконструкции образа первых антропологов и их отношения к своему полю (например, по фотографиям очень хорошо прослеживается известный переход «с веранды» миссионерского дома в деревню местных жителей, а позже еще более глубокое включение антрополога в жизнь наблюдаемых).

Как уже упоминалось, в те годы фотография использовалась исключительно как иллюстрация, убедительное средство для подтверждения правдивости текста - и в этой роли фотография действовала безотказно. Ведь вера в то, что запечатленное на визуальном носителе (фотографии, видеопленке) - реально и именно так и было, не изжита даже сегодня, когда многим уже стало очевидно, что и без применения специальной обработки, монтажа и тому подобного, изображение можно скомпоновать так, что оно покажет то, что хочет его автор, а не то, что происходило перед объективом «на самом деле».

Во второй половине ХХ века ситуация начинает меняться, появляются работы (J.Collier, H.Becker), анализирующие исследовательские возможности фотографии, соотношение реальности и фотографии, роль фотографирующего субъекта и т.п. Фотографию начинают рассматривать не просто как картинку к тексту, но как самостоятельный источник - вопросы, почему фотография построена так, почему именно такими рамками ограничено изображение, почему избран именно этот сюжет, по-новому позволяют взглянуть на свойственные полю значения, представления и стереотипы. Кроме перечисленного, на наш взгляд, фотография имеет преимущества и перед видеосъемкой: она менее «подкупающе» действует на восприятие, легче подвергается анализу. Хотя, конечно, в некоторых случаях использование фотографии сталкивается с труднопреодолимыми ограничениями - например, когда важен временной аспект изучаемой ситуации. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Объект исследования – визуальная социология.

Предмет исследования - фотография как метод визуальной социологии.

Цели исследования:

1) выяснение того, возможна ли визуальная социология как специальная социологическая теория

2) изучение метода фотографии как достоверный, эффективный метод социологического исследования

Задачи, решаемые в ходе работы:

1) Определение объекта, предмета и методов визуальной социологии.

2) Обозначение проблем развития визуальной социологии как специальной социологической теории.

3) Изучение теоретических оснований фотографии как метода визуальной социологии.

4) Изучение практического использования фотографии.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1 Общие основы визуальной социологии

  • Составляющие компоненты визуальной социологии

Структуру социологического знания составляют обычно три уровная. В нее входит:

  1. теоретический уровень (общие социологические теории);
  2. эмпирический уровень;
  3. специальные социологические теории.

Специальные социологические теории – это определенный уровень социологического знания, который сформирован в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. В каждой специальной социологической теории рассматривается та или иная сфера жизнедеятельности общества, социальная общность или социальный процесс как относительно самостоятельная система с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Объектом изучения социологии является общество. Соответственно для определения объекта визуальной социологии, как отмечает П. Штомпка, «отправным пунктом было то, что в современном обществе, особенно в период позднего модерна, в окружающем нас большом мире все более важными становятся визуальные элементы. Общество становится все более «видимым», поскольку оно все больше структурируется «образно». Наблюдение является основным методом исследования. Предмет изучения- закономерности, это определенные регулярности социальной жизни, которые отслеживаются с помощью наблюдения визуальных объектов.

Взгляды на объект визуальной социологии у О. Запорожец похож на взгляд П. Штомпки. Это говорит об изучении социального с помощью визуального. Однако она выделяет в качестве объекта еще и само визуальное как социальный продукт, производимый и используемый обществом. В этом заключается особенность понимания объекта визуальной социологии у О. Запорожец.

Направления исследования визуальной социологии являются двойственными. С одной стороны происходит изучение социального через визуальное, а с другой стороны, визуальное является как социальный конструкт. Таким образом с одной стороны с помощью визуальных объектов происходит непосредственное изучение социальности, а с другой стороны, само визуальное является продуктом, конструктом, производимым в социальных условиях. Другими словами, визуальное является способом представления социальности для себя самой.

Объект визуальной социологии - это культура производства и потребления визуальных объектов.

Что качается предмета, то предметом изучения в визуальной социологии является социальная обусловленность производства и потребление визуальных объектов. Визуальная социология включает в себя визуальные данные социальной жизни.

Это фотографии, видео, живопись, журналы, кинофильмы, медиа, реклама, визуальные СМИ, мода, семейные фотоальбомы и видеоальбомы, татуировки, позы и так далее. Они вызывают огромный интерес для исследователей и в качестве культурных текстов, и как репрезентации социального знания.

Много событий и явлений нашей жизни невозможно или затруднительно выразить словами. Лоя лучшего их понимания и осознования, необходимо проводить визуализацию непосредственно на камеру, делать фотографии, потому что по полноте, точности и объективности отображения реальности, аудиовизуальным средствам ничего не способно составить конкуренцию.

Долгое время визуальное являлось отражением социальности. Социологи анализировали и реконструировали социальные порядки и практику. Исходя из этого, визуальные материалы становятся зеркалом, в котором отражена социальная реальность.

Но в последние десятилетия данный подход  на специфику визуального критикуется, в частности со стороны постмодернистских концепций. Ученые признают собственную сущность визуального, являющегося не только второстепенным отражением культурной реальности, а именно реальным продуктом культуры. В данной культуре наблюдается доминирование взглядов и идеологий. Создание, понимание и потребление визуальных изображений вызвано также и социальными условиями и символическими кодами, смыслами визуальной культуры.

Таким образом в визуальной социологии визуальное изображение обознает множество смыслов, культурных кодов, символов, норм и так далее. При этом постулируется, что многие фрагменты социальной реальности нельзя выразить словами, а только визуальными образами. Ярким примером этому является фотография. Процесс создания фотографии и она сама начинают восприниматься как продукт культуры. Фотография- это  отражение не только снимаемого, но и снимающего. Таким образом, фотографию можно рассматривавать как специфический способ восприятия и представления мира.

Методы визуальной социологии

Методология- это важная часть визуальной социологии как эмпирическая дисциплина. Признается значимость Зрительное восприятие визуального образа или образов, его культурная обусловленность являются значимыми. Визуальное способствует изучению социальности.

Впервые методы визуальной социологии были введены английскими и американскими учеными. Они занимались непосредственно изучением культуры примитивных народов, образом жизни различных сообществ благодаря фотографий и кинофильмов, причем использовали они метод наблюдения. Метод наблюдения является одним из простых и широко распространенных методов визуальной социологии. Таким образом все поддается наблюдению. При этом также существуют и другие методы изучения визуального.

  1. Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
  3. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. статей / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007.
  4. Визуальные аспекты культуры-2006: Сб. науч. статей / Под ред. В.Л. Круткина, Т.А. Власовой. Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2006.
  5. Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования: Учебник. М.: Логос, 2007.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2017 год 37 стр.
Курсовая Инвалиды как объект социологии
bugdakova.anya
Курсовая работа Социология
2016 год 31 стр.
Курсовая Фестиваль как форма социально-культурной деятельности
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 30 стр.
Курсовая Шоппинг как социально-психологическое явление
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 42 стр.
Курсовая Личные качества как ценность современных россиян
Telesammit
Курсовая работа Социология
2014 год 36 стр.
Курсовая Безработица среди молодежи как социальная проблема
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское