Введение
1 Халатность:
1.1 Объективные признаки халатности
1.2 Субъективные признаки халатности
2 Особенности квалификации халатности
2.1 Квалифицирующие признаки халатности
2.2 Практические аспекты квалификации халатности
Заключение
Список использованных источников
Анализ криминальной ситуации в стране показывает, что в последние годы халатное отношение должностных лиц к своим обязанностям стало особо распространенным явлением, повлекшим за собой массовые нарушения в работе предприятий и организаций, нанесение крупного ущерба государству, причинение тяжкого вреда здоровью и гибель граждан.
Халатность - это общественно опасное деяние, относящееся к группе неосторожных преступлений, однако сложившаяся ситуация свидетельствуют о том, что государство и общество столкнулось с массовым проявлением преступной халатности, представляющим собой новую угрозу для безопасности нашей страны, на которую оно должно своевременно и адекватно отреагировать. Для подтверждения вышеизложенного приведем статистические данные ГИАЦ МВД России за пять лет, свидетельствующие о динамике преступлений, предусмотренных ст. 293 Уголовного кодекса РФ. В 2007 году было зарегистрировано 1210 преступлений, в 2008 г. - 1304, в 2009 г. - 1551, в 2010 г. - 1818, в 2011 г. - 1640 преступлений[1].
Особую актуальность исследованию проблем уголовно-правовой борьбы с халатностью придают следующие обстоятельства:
1) высокий уровень латентности, свидетельствующий о том, что достоянием гласности становятся наиболее крупные факты преступной халатности, получившие общественный резонанс и, как правило, повлекшие тяжкий вред здоровью и гибель граждан, а остальные факты халатности, маскируются под дисциплинарные проступки либо вообще не учитываются;
2) высокая степень общественной опасности. Халатность должностных лиц наносит крупный ущерб государству, причиняет вред здоровью граждан, влечет гибель людей. В числе событий произошедших вследствие халатности должностных лиц находятся следующие: обрушение купола крыши Трансваль-Парка, разрушение Басманного рынка, пожар в клубе «Хромая лошадь» в г. Перми, пожары в уральском заповеднике «Денежкин камень». Отметим, что по всем вышеуказанным эпизодам были возбуждены уголовные дела по ст. 293 УК РГР, но это только наиболее крупные факты проявления халатности должностных лиц;
3) масштабы распространения халатности в стране;
4) разнообразие сфер проявления халатности;
5) несовершенство мер предупреждения преступной халатности.
Все вышеизложенное указывает на потребность углубленного изучения уголовно-правовых аспектов противодействия преступной халатности.
Цель представленной работы:
- провести уголовно-правовой анализ халатности: объективных и субъективных признаков халатности;
- выявить особенности квалификации халатности;
- проанализировать квалифицирующие признаки халатности;
- рассмотреть практические аспекты квалификации халатности.
Объект исследования – общественные отношения в сфере противодействия халатности.
Предмет исследования – уголовно-правовая конструкция преступления, предусмотренного ст. 293 Уголовного кодекса РФ.
Методы исследования включают в себя общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные – формально-юридический, метод сравнительного правоведения.
1 ХАЛАТНОСТЬ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
1.1 Объективные признаки халатности
Халатность (ст. 293 Уголовного кодекса РФ, далее- УК РФ[2]) - это неисполнение или ненадлежащие исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Это весьма распространенное преступление. Состав ст. 293 УК РФ очень связан с рядом других преступлений, например, предусматривающих ответственность за преступное нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ); ненадлежащие исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ) и др. Халатность в смысле ст. 293 УК РФ имеет место в случае, когда неисполнение служебных обязанностей не подпадает под специальную норму для отдельных сфер хозяйственной деятельности[3].
Непосредственным объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу добросовестного отношения должностного лица к своим обязанностям.
Объективная сторона выражается в бездействии и заключается в неисполнении (чистое бездействие) или ненадлежащем исполнении (смешанное бездействие) обязанностей должностного лица. Такое поведение является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Обязательное условие привлечения виновного к уголовной ответственности - наступление общественно опасных последствий в виде крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ[4] повысил размер крупного ущерба со 100 тыс. до 1 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 293).
Анализ судебной практики и вопросов, поступающих от правоприменителей, показывает, что в последнее время при квалификации должностных преступлений по обсуждаемым признакам объективной стороны, характеризующим общественно опасные последствия названных преступлений, чаще прочих возникают следующие сложности.
Одна из этих сложностей связана с тем, что, как правильно отметил Пленум, не всякий материальный ущерб может быть признан общественно опасным последствием должностного преступления, это будет зависеть от его характера и размера. Имея в виду данное разъяснение, а также приведенную позицию Конституционного Суда, установить хоть какой-то формальный критерий существенности материального вреда как признака должностных преступлений нельзя. Вместе с тем судьи, повышающие квалификацию в Российской академии правосудия, уже не раз задавали вопрос о том, не следует ли считать материальный ущерб как признак должностного преступления признаком не сугубо оценочным, а с некоторых пор частично формализованным. В обоснование такой постановки вопроса приводятся следующие доводы.
В 2003 г. в ст. 293 УК "Халатность" были внесены изменения, состоящие, в частности, в том, что общественно опасные последствия данного деяния стали обозначаться не как "существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства", а как "крупный ущерб". Кроме того, тогда же статью снабдили примечанием, определяющим крупный ущерб как ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей. В 2008 г. в статье восстановлено указание на характеризующий общественно опасные последствия альтернативный крупному ущербу признак объективный стороны - "существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". А Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в примечании слова "сто тысяч рублей" заменили словами "один миллион пятьсот тысяч рублей".
Так вот: одним из возможных вариантов толкования закона в его современной редакции является вывод о том, что, поскольку причиненный лицу материальный ущерб - это частный случай нарушения его прав и законных интересов, стало быть, такой вред достигает степени существенности, лишь когда превышает полтора миллиона рублей. А если это так, то признак, ранее воспринимавшийся как сугубо оценочный, теперь есть основания расценивать как частично формализованный, если общественно опасные последствия должностного преступления состоят в причинении имущественного вреда. И потому в силу системности уголовного закона и необходимости единообразного понимания используемой в различных его нормах терминологии при квалификации по ст. ст. 285, 286 и ряду других статей УК нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и т.д., выразившееся в причинении материального вреда, только тогда будет расценено как существенное, когда его сумма будет составлять указанный размер.
[1] Тищенко, Ю. Ю. Халатность : уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология ; уголовно-исполнительное право / Ю. Ю. Тищенко ; науч. рук. А. Л. Ситковский. -М., 2012.
[2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст.2954.
[3] Топорков А.А. Криминалистика: учебник. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2012. С.121.
[4] Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.