В современных условиях при переходе к рыночным отношениям, на фоне экономического кризиса особенно ярко проявляется преступность. Нужно сказать, что преступность в настоящее время – одна из сложнейших задач, которую приходится решать Российскому государству.
Уголовное наказание является исключительно важной мерой борьбы с преступностью, хотя решающую роль в ее сокращении, несомненно, играют экономические, политические, организационно-управленческие и культурно-воспитательные меры, осуществляемые государством. Вместе с тем, уголовное наказание является не только важным, но и необходимым средством, а из уголовно-правовых – наиболее эффективным средством борьбы с преступностью, поскольку именно оно прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление
Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).
Уголовное наказание является важным средством в борьбе с преступностью. Поэтому в российской уголовно-правовой науке уделяется большое внимание институту наказания. Сложным в этом вопросе является вопрос о сущности и целях наказания. Смыслом такого познания является создание необходимых условий для дальнейшего исследования различных аспектов наказания, особенно его эффективности – наиболее сложной, но достаточно важной на сегодняшний день проблемы, этим и обуславливается актуальность выбора темы
Исходя из этого, целью данной работы является комплексное и всестороннее исследование вопросов наказания в российском уголовном праве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия и содержание наказания в уголовном праве.
2. Исследовать цели наказания.
3. Выявить особенности классификации наказаний в законодательстве уголовного права, раскрыть содержание отдельных видов наказания.
Предметом курсового исследования является анализ уголовных наказаний: понятие, цели, система и виды
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при назначении уголовного наказания.
Методологической основой исследования является комплекс научных методов познания, в том числе системно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы, а также теоретические положения отраслевых юридических наук.
Теоретической основой исследования явились научные труды российских ученых в области уголовного права. К таковым относятся: Беляев Н.А., Лебедев В.М., Ной И.С., Рарог А.И., Таганцев Н.С., Шаргородский М.Д. и другие.
Практическая значимость состоит в том, что результаты данного исследования могут найти применение в образовательном процессе при изучении данного вопроса.
Структура и объем работы соответствуют цели и задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы наказания в Российском уголовном праве
1.1 Понятие и признаки уголовного наказания
Преступление и наказание тесно связаны. Наказание – это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Признак уголовной наказуемости – обязательный признак понятия преступления.
Наказание является правовым последствием преступления. «С точки зрения преступника наказание является последствием им учиненного, с точки зрения государства – мерой, принимаемой вследствие совершенного виновным деяния»[1]. УК РФ 1996 г. в отличие от ранее действовавшего кодекса содержит определение наказания: Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43). Из этого определения можно выделить несколько признаков, характеризующих наказание по уголовному праву.
Наказание – это мера государственного принуждения. Принудительность наказания означает обязанность всех участников уголовно-правового отношения (органов государства и самого преступника) с момента признания лица, совершившего преступление, виновным и назначения ему наказания исполнить обвинительный приговор суда. Для органов государства, прежде всего, для ведающих исполнением наказания, это означает реальное его применение, а для виновного лица – претерпевание ограничения определенных прав и свобод, входящих в содержание конкретного вида наказания, ему назначенного.
Принуждением обеспечивается и соблюдение норм других отраслей права, например, административного, гражданского, трудового. Но эти меры государственного принуждения – административные взыскания, гражданско-правовые санкции; меры дисциплинарного воздействия – есть реакция государства на совершение правонарушений, не являющихся преступлениями. И только уголовное наказание может назначаться за те деяния, которые предусмотрены законом в качестве преступлений (ч. 2 ст. 2, ст. 8 УК РФ). Более того, угроза наказанием является одним из признаков самого преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
Здесь важно иметь в виду, что и преступность, и наказуемость деяния определяются только УК РФ, а все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс (ст. 3, ч. 1 ст. 1 УК РФ).
Роль уголовного закона как единственного источника для выяснения того, что является преступным и уголовно наказуемым, дополняется и тем, что только в нем содержится исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут назначаться за совершенные преступления (ст. 44 УК РФ), также как и их количественные и качественные характеристики (ст. 46-59 УК). Перечень видов наказаний обязателен для законодателя при конструировании санкций статей Особенной части УК, где рассматривается ответственность за конкретные составы преступления. Обязателен этот перечень и для судов, которые не вправе назначать виновным в совершении преступлений какие-либо иные меры наказания, не предусмотренные уголовным законом, а также для органов и учреждений, исполняющих наказание.
«Надо сказать, что история советского уголовного права знала печальные примеры отхода от принципа применения уголовного наказания только за совершенное лицом преступление, содержащееся в уголовном законе. В начале своего возникновения советское уголовное право испытывало серьезное влияние социологической школы уголовного права, выступавшей за замену наказания мерами социальной защиты, которые могут применяться не в связи с совершением конкретного преступления, а в связи с «опасным состоянием» личности»[2].
Обвинительный приговор выносится от имени государства и выражает государственную отрицательную оценку, как совершенного преступления, так и совершившего его лица. Таким образом, наказание, определяемое в обвинительном приговоре, есть отрицательная оценка преступления и самого преступника от имени государства.
Обвинительный приговор суда является единственным правовым актом, в котором может быть назначено наказание за совершенное преступление конкретному лицу. При отсутствии обвинительного приговора суда никто не может быть подвергнут уголовному наказанию. Приговор, вступивший в законную силу, является общеобязательным и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Обвинительный приговор суда, содержащий конкретное наказание за совершенное преступление, выносится после того, как виновность конкретного лица будет установлена в ходе судебного разбирательства. Виновность является одним из признаков преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ), при этом общий принцип ответственности только при наличии вины в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий является одним из принципов УК РФ.
Без вины назначение наказания невозможно, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. С этим же связан и личный характер наказания, которое назначается и применяется только в отношении самого преступника, и никогда не может быть переложено на других лиц.
«Наказание заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Наказание всегда связано с причинением преступнику нравственных страданий и лишением его определенных благ. Это свойство – необходимый признак наказания, позволяющий последнему достигать своих целей, и наказание по своей сущности является карой»[3].
Карательный, репрессивный потенциал наказания различается у разных видов наказания и прямо зависит от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный. Кроме того, карательное содержание конкретно назначенной осужденному меры наказания зависит от тяжести им содеянного и свойств личности виновного. Преступник может быть ограничен в физической свободе и изолирован от общества на определенный срок или даже пожизненно, ограничен в трудовых правах, в частности, в праве заниматься определенной профессиональной деятельностью, в материальных благах, включая получаемую заработную плату. За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, осужденный может быть даже лишен и высшего блага – жизни. От суда зависит, какое именно наказание и в каких пределах (сроках, размере) будет назначено виновному.
Наказание имеет специфическое уголовно-правовое последствие – судимость. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым в течение определенного периода со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу[4] (ст. 86 УК РФ). Судимость влияет на правовое положение лица и после отбытия наказания, ограничивая его, например, в выборе рода занятий, а также учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания за новое преступление.
[1] Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров / Н.Г. Иванов. – М.: Юрайт, 2014. – С. 204.
[2] Подройкина И.А. Уголовное право. Учебник для академического бакалавриата / Отв. ред. И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезько. – М.: Юрайт, 2014 – С. 247.
[3] Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров / Н.Г. Иванов. – М.: Юрайт, 2014. – С. 206.