ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие и сущность олигополии
1.2 Виды олигополии
2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМ НА РЫНКЕ
2.1 Модели ценообразования в олигополии
2.2 Стратегии ценообразования при олигополии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день такая модель рынка как олигополия заслуживает особого внимания. В том случае, если во многих областях обрабатывающей, добывающей промышленности, а также оптовой торговли доминирует определенное количество фирм, то данные области именуются олигополиями.
Представленная тема особенно актуальна на сегодняшний день. Сфера, охватываемая рыночной моделью олигополии, находится в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией с другой стороны. В связи с этим цены, которые формируются на олигополистическом рынке, больше, чем на рынке конкуренции, но меньше, чем на рынке чистой монополии. При этом цены можно охарактеризовать сравнительной неизменностью и изменяются синхронно у всех фирм. Вместе с тем, фирмы могут заключать тайные соглашения, в итоге которых рынок становится монопольным. Данные факторы порождают потребность государственного контролирования деятельности фирм в границах антимонопольного законодательства.
На протяжении многих лет экономисты выдвигали разнообразные теории олигополии. Задачей данных теорий является установление равновесной цены и величины выпуска для олигополистической фирмы. Каждая модель олигополии должна заключать в себе схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, которая вызвана переменой состояния рынка.
Предметом представленной курсовой работы является ценовая политика фирм на рынке олигополии. Объектом исследования является олигополия.
Целью курсовой работы является изучение ценовой политики фирм на рынке олигополии.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:
1) рассмотрение теоретических основ олигополии;
2) изучение ценовой политики фирм на рынке олигополии.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Понятие и сущность олигополии
Олигополия – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где преобладает небольшое число фирм.
Сущность олигополии в соединении координации и конкуренции. Одновременно воздействует единое правило: чем меньше фирм в области и чем больше любая из них, тем легче им согласовывать свои действия и достигать предельно высоких доходов, оказывая контроль цен на выпускаемую продукцию. В данном случае можно говорить о вероятной опасности монополизации определенных областей экономики.[7]
В том случае, когда на рынке имеется незначительное число фирм, их именуют олигополиями. В определенных ситуациях олигополиями могут именовать крупные фирмы в области.
Продукция, поставляющая на рынок олигополия, является идентичной продукции конкурентов, или имеет дифференциацию. Вместе с тем, на рынке олигополии изредка обнаруживается ценовая конкуренция. Потенциал приобретения прибыли фирмы находят в формировании неценовой конкуренции.
Обычно вход на рынок олигополии новых фирм является очень затруднительным. Барьером могут быть или законодательные ограничения, или потребность в стартовом капитале значительной величины.
Особенную роль в функционировании олигополий имеют осведомленность их о рынке. Учитывая потенциал конкурентов по увеличению масштабов, любая фирма имеет опасения в непродуманных действиях, которые могут снизить ее долю на рынке. Функционирование любой фирмы имеет отчетливо обоснованную логику действий и в связи с этим именуется стратегическим. С ходом времени стратегии могут исправляться, но данные перемены имеют среднесрочный или долгосрочный характер.
Олигополия имеет отличия от иных видов несовершенной конкуренции в том, что существует взаимозависимость фирм в области.
Олигополисты являются не только конкурентами, но и негласными партнерами. При малой численности производителей в области фирме следует планировать стратегию, учитывая деятельность иных участников рынка. Олигополия оказывает на развитие экономики двойственное влияние. С одной стороны, выступает антиподом монополии, с другой стороны является барьером для развития совершенной конкуренции.[3]
Олигополистические рынки располагают определенными признаками, а именно:
1) преобладание на рынке малой численности фирм;
2) высокие барьеры для входа в область;
3) для выживания в долгосрочном периоде фирме не является обязательным произведение дифференцированной продукции;
4) решение любой фирмы оказывает воздействие на положение на рынке, и вместе с тем имеет зависимость от решений иных фирм;
5) малая численность товаров-заменителей продукции;
6) для количественного изображения используется соотношение: доля четырех фирм-лидеров области должна составлять более 40 %.[3]
Выделяют 3 возможности деятельности фирмы на рынке олигополии. Рассмотрим их подробнее:
1) нескоординированная олигополия, когда фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются намерено отыскать точку устраивающего всех равновесия;
2) картель фирм, который ориентирован не на достижение равновесия.
3) игра по правилам, при которой фирмы преднамеренно осуществляют свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, тем самым облегчают достижение равновесия в области.[1]
Таким образом, можно охарактеризовать олигополию на сегодняшний день. Как можно заметить, олигополия характеризуется множеством признаков и имеет свои особенности.
1.2 Виды олигополии
Рассмотрим основные формы олигополии на сегодняшний день.
- Картель – это форма объединения близких по профилю фирм о размерах продаж, ценах и рынках сбыта.
Картель - это форма монополистического объединения. В отличие от иных, более постоянных форм монополистических структур, любая фирма, которая вошла в картель, сберегает финансовую и производственную самостоятельность.
Объектами соглашения между фирмами могут быть следующие моменты:
- ценообразование;
- области воздействия;
- обстоятельства продаж;
- применение патентов;
- контролирование величины производства;
- координирование обстоятельств сбыта продукции;
- наем рабочих.[4]
- Синдикат – это форма союза фирм, которые выпускают однородную продукцию, создает совместный сбыт путем единой торговой сети.
На сегодняшний день законодательство недостаточно приспособилось к явлению народнохозяйственной жизни, именуемое синдикатом. Воздействие синдикатов сдерживает законодательство, но и оказывает страх перед их мощью и голос множества потребителей.
- Трест – это форма объединения, где участники лишаются своей производственной и финансовой независимости.
Подлинная власть в тресте находится в определенной головной компании.[8]
Максимально тресты были распространены в 19 веке. В тресте соединяются все стороны хозяйственной деятельности фирм. Форма треста является удобной для организации комбинированного производства.
- Консорциум – это временное объединение фирм на основании единого договора для реализации определенного проекта.
Внутри консорциума роли разделяются таким образом, чтобы любой участник осуществлял деятельность в той области, где он достиг максимального технического уровня при минимальных затратах производства.
Поведение участников регулируется лидером, который приобретает за данную деятельность определенные отчисления. Любой участник формирует предложение на свою часть поставок, из которых создается единое предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Участники консорциума сохраняют полную хозяйственную независимость и имеют право входить в состав иных добровольных объединений. Консорциум формирует общие финансовые и материальные фонды с помощью взносов участников. Помимо этого, консорциум может получать бюджетные средства и кредиты банка.
Выделяют определенные особенности консорциумов, а именно:
- организация консорциума оформляется договором;
- консорциум формируется с образованием и без образования юридического лица;
1. Баканов М. И. Теория экономического анализа // М: ПринтИнвест, 2012 год – 354 с.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория // СПБ: ПитерПресс, 2013 год – 411 с.
3. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс // М: Эксмо, 2011 год – 455 с.
4. Курс экономической теории / Под общ. ред. Чепурина М.Н. // М: РУДН, 2012 год – 512 с.
5. Котерова Н.П. Микроэкономика: учебное пособие // М: Дело и сервис, 2013 год – 398 с.
6. Левина Е.А. Микроэкономика: задачи и решения // М: ГУ ВШЭ, 2013 год – 274 с.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г. // М: Кнорус, 2011 год – 403 с.
8. Новикова И.В. Микроэкономика: учебник для вузов // М: Тетрасистемс, 2012 год – 428 с.
9. Пиндайк Р. Микроэкономика: учебное пособие // М: Инфра-М 2011 год – 446 с.
10. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение // М: МГУ, 2011 год – 349 с.