Рациональная система организации , планирования и управления имеет важное значение для повышения эффективности производства.
В условиях рыночной экономики центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создаются все необходимые обществу блага и решаются вопросы рационального использования ресурсов, а так же мероприятия по совершенствованию технологии , средств механизации и автоматизации производства, систем управления и снижение затрат до минимума.
Для разрешения этих вопросов разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление предприятием – менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний, потому что в условиях рыночных отношений сможет выжить лишь тот, кто наиболее грамотно определит требования рынка и организует производство, нужных рынку товаров.
Наиболее важной задачей, стоящей перед управлением, является обеспечение целенаправленного развития производства. Постановка цели на определенный период времени и выработка программы достижения этой цели обеспечивается посредством планирования.
C его помощью определяется главная цель развития производства , устанавливаются пропорции, темпы развития , материальные источники и трудовые ресурсы. Отсюда вытекает, что из сущности управления вытекает такая его важнейшая функция , как планирование .
Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность данной темы курсовой работы
Целью данной работы - является изучение планирования хозяйственной деятельности предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты планирования хозяйственной деятельности предприятия, а именно: сущность, виды, формы и задачи планирования;
- проанализировать и рассмотреть характеристику различных методик планирования;
Объект – планирование .
Предмет – планирование хозяйственной деятельности предприятия
Методы исследования основаны на общесистемном подходе к изучению экономических явлений: наблюдение, систематизация, классификация, сравнение, анализ и синтез информации.
Для написания работы использовались материалы российской и зарубежной печати, а также источники интернет – ресурсов.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе работы рассмотрены изложить теоретические аспекты планирования хозяйственной деятельности предприятия, а именно: сущность, виды, формы и задачи планирования;
Во второй главе работы проанализированы и охарактеризованы различные методики планирования;
В заключении сформулированы выводы, полученные в результате работы над темой.
Глава I. Теоретические аспекты Планирования хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Формы планирования и виды планов
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов. С точки зрения обязательности плановых заданий:
- директивное;
- индикативное планирование.
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В цело же он носит направляющий, рекомендательный характер.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать:
- долгосрочное (перспективное);
- среднесрочное ;
- краткосрочное (текущее) планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализуется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное 9декадное) и суточное планирование.
По содержанию плановых решений выделяют:
- стратегическое;
- тактическое;
- оперативно-календарное;
- бизнес-планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.
Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.
Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.[11, с.125-127]