Актуальность выбранной для исследования темы определяется наличием в обществе значительного количества лиц, у которых в силу различных причин ограничены возможности к реализации полноценной жизнедеятельности. В России к таким людям чаще всего применяется термин «инвалид», он официально употребляется как в средствах массовой информации, так и в нормативных правовых актах, в том числе в официальных материалах ООН, несмотря на то, что в нормах международного права такого понятия не существует.
В переводе с латинского языка слово «инвалид» буквально означает «бессильный», «немощный». Происхождение данного термина указывает на то, что в обществе давно проводили различия между людьми физически крепкими, здоровыми и слабыми, не способными обходиться без посторонней помощи.
В разные исторические эпохи к людям с физическими и психическими нарушениями в развитии относились неоднозначно. По сегодняшний день проблема интеграции людей с ограниченными возможностями в обществе не утратила своей актуальности.
Более того, в современных условиях численность инвалидов значительно увеличилась. Прежде всего, это происходит в вязи с естественным состоянием человеческого организма вследствие старения. Другой распространенной причиной является рост приобретенных в течение жизни хронических состояний (например, диабет, сердечно-сосудистые или психические заболевания).
За последнее десятилетие возросла тенденция к приобретению и развитию патологических состояний в силу объективных причин, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, некачественное питание, злоупотребление наркотическими средствами и ряда других.
Многие авторы отмечают, что инвалидность представляет собой неизбежный социальный феномен любого государства, которое в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями обязано формировать такую политику, которая в полном объеме и наиболее комфортно смогла бы обеспечить интеграцию инвалидов в обществе.
Целью данной дипломной работы является изучение пенсионного обеспечения граждан, имеющих инвалидность в Российской Федерации.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственных пенсий по инвалидности;
-проанализировать категории граждан, имеющих право на государственные пенсии по инвалидности, размеры пенсий;
- изучить общую характеристику страховых пенсий по инвалидности;
- исследовать порядок назначения и расчета страховых пенсий по инвалидности.
Объект исследования – пенсионное обеспечение инвалидов.
Предмет исследования - условия и порядок оказания пенсионных выплат инвалидам в соответствии с нормативными актами.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, в первой главе дипломной работы «Государственное пенсионное обеспечение граждан по инвалидности» раскрывается сущность понятия « государственных пенсий по инвалидности» дается характеристика пенсиям по инвалидности, во второй главе дипломной работы «Страховые пенсии по инвалидности» дается общая характеристика страховых пенсий по инвалидности, а также порядок расчета размера пенсии инвалидов, приводятся примеры из судебной практики, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной дипломной работы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Понятие государственных пенсий по инвалидности
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию.
Так, трудовая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью отсутствует трудовой стаж, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения самим инвалидом умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, что установлено в судебном порядке.
Если у такого лица имеются пенсионные накопления, учетные в специальной части его индификационного лицевого счета, то накопительная часть трудовой пенсии назначается инвалиду к социальной пенсии.
Однако, не ранее достижения им общего пенсионного возраста, за исключением:
- инвалидов детства, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, которые получают накопительную часть независимо от возраста;
- лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) - не ранее: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
- диспропорциональных карликов инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, - не ранее: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет.
Вступивший в силу 1 января 2015 года Федеральный закон «О страховых пенсиях» в числе трех видов пенсий устанавливает пенсии по инвалидности. Правильному пониманию и реализации установленных современным законом норм будет способствовать исторический анализ становления и развития института пенсионного обеспечения инвалидов в России. Пенсии по инвалидности имеют свои отличительные особенности по сравнению с иными видами пенсий, которые можно выявить, проследив историю их закрепления.
Пожалуй, из всех категорий пенсионеров, инвалиды являются субъектами, в наибольшей степени нуждающимися в социальной защите государства. Поэтому отношение государства к инвалидам как к наиболее уязвимой социальной группе является показателем его гуманитарного, социального и даже духовного развития.
В допетровский период практики назначения пенсий как регулярных денежных выплат не существовало, функцию пенсионного обеспечения выполняла сначала система кормлений, а впоследствии поместная система. Согласно введенному при Иоанне IV (Грозном) правилу при отставке служивого человека «за старостью, болезнями, ранами», поместье оставалось за ним в виде его обеспечения до достижения совершеннолетия сыновей и шло затем в раздачу последним за службу [12].
Кроме того, имели место иные меры социальной защиты инвалидов. Так, в 1661 году царь Алексей Михайлович повелел уволенных за ранами от службы военночальников определять в воеводы и другие должности[11], а также разрешил архимандриту Дионисию и Соломону учредить в Москве первую богадельню для помещения в ней престарелых и увечных воинов. Это была первая в России богадельня для раненых и увечных воинов [9].
Таким образом, решение таких социальных проблем, как обеспечение инвалидов из числа служилых людей совпало по времени с образованием централизованного русского государства и стало условием усиления централизованной государственной власти [10].
Во второй половине XVII века при определении мер материальной помощи законодатель начинает учитывать тяжесть полученных на службе ранений. Так, в царствование Федора Алексеевича, после Чигиринского сражения с турками (1676 год), было приказано наградить всех раненых, которые по степени увечья были разделены на три класса (разряда).
В XVIII веке внимание к обеспечению («призрению») раненых и увечных воинских чинов усиливается. В царствование Петра I было приказано епархиям собирать деньги в церквях и распределять часть монастырских доходов на раненых. Кроме того, призрение и содержание раненых вменялось в обязанности тех же монастырей, причем рядовые пользовались таким же довольствием, как чернецы (монахи), а офицеры и унтер-офицеры – «по регламенту».
В случае неисполнения монастырями этих обязанностей к ним применялись довольно суровые меры: «если где-либо подобный распорядок окажется невозможным, то в таких случаях убавлялась дача хлеба монахам, сами же они сравнивались с призреваемыми» [8].
Выплаты денежных пособий инвалидам («увечным») были впервые предусмотрены в Морском уставе 1720 года, утвержденном Петром I. Данный закон учитывал степень утраты лицом трудоспособности. При частичной утрате трудоспособности, препятствовавшей продолжению корабельной службы, Морской устав предписывал трудоустраивать увечных на иные должности государственной службы («к магазейнам, в гарнизоны или статскую службу употребить, повысить чином»). В случае полной утраты лицом трудоспособности («ежели так изувечен, что никуда негоден будет») закон предоставлял ему право выбора: либо пожизненное содержание за государственный счет в госпитале либо получение паспорта и единовременной выплаты в размере годового жалования («такого в гошпитали кормить до его смерти; а ежели в гошпитали быть не похочет: то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт»). Данные правила распространялись как на получивших ранения и увечия в бою, так и на потерявших трудоспособность по иным причинам, связанным с военной службой, а также вследствие старости.
Существенным образом государственное отношение к инвалидам было пересмотрено в годы правления Екатерины II. Одновременно с проведением секуляризационной реформы было принято решение снизить нагрузку на монастыри и освободить их от обязанности содержать увечных воинов. Причины такого решения были указаны в указе императирицы от 26 февраля 1746 года:
во-первых, признавалось, что духовные учреждения не справляются с содержанием отставных военных («духовные власти, не будучи сведомы, каким образом с военными людьми обходиться, не могут никогда их в добром порядке содержать, и бывающие иногда от них наглости укрощать, от чего и отставные имели причину впадать в разные продерзости»).
во-вторых, недостаточность выделяемых монастырями средств для содержания семьи инвалида зачастую приводила к бродажничеству, попрошайничеству и иным противоправным действиям детей последнего («к тому же отставные, имеющие у себя жен и детей, с трудом могут себя положенным окладом продовольствовать, и для того дети их принуждены скитаться по миру, или кормиться работаю у посторонних, ни отцу ни матери их неизвестных людей, и так наконец совсем пропадали, а другие к вотчинникам в подушный оклад записывалась; иные же от новых помещиков своих, ведая что им не принадлежат, бегая и впадая в шалости, причиняют разным тем суды и следствии, а иные и в рекруты подложно записываются»).
Отставные инвалиды, содержавшиеся на момент издания данного указа, подлежали ты лицом «разбору». Годные к какой-либо службе при наличии способности и желания трудиться должны были трудоустраиваться («по способностям и желаниям их распределя»), остальных же на иные инвалидов как офицеров так и рядовых предписывалось направлять в специально установленные города: Муром, Хлынов, Касимов, полной Арзамас, Шацк, Тамбов, Пензу, Лебедян, Кузмодемьянск, Чебоксары, Кадом, Алатарь, Темников, Керенск, Саранск, Нижний Ломов, Инзару, Путивль, Пронск, Козелык, Ряжск, Бежецк, Зарайск, Сызрань, Уржум, Ядрин, Курмыш, Слободской, Козлов, Свияжск и Верхний Ломов.