Предприятия в условиях рыночных отношений, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, несут полную ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности перед своими совладельцами, работниками, кредиторами. Деятельность предприятия и его финансовые результаты зависят от множества внешних и внутренних факторов влияния. Внешние факторы складываются объективно, предприятие не может активно влиять на их проявления. Внутренние факторы должны быть мобилизованы для наиболее благоприятного учета воздействия внешних факторов.
Функционирование в условиях рыночной экономики требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, устойчивого позиционирования на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства.
На российском рынке в последнее время набирает обороты усиление конкурентоспособности посредством использования логистики и внедрения логистического подхода на предприятии. Логистика содействует преуспеванию организации, снабжая потребителей товарами своевременно и в точном соответствии с запросами. Вне зависимости от мотивов и целей поставок обслуживание потребителей - ключевой фактор, формирующий потребности логистической системы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что все хозяйствующие субъекты заинтересованы в постоянном совершенствовании логистической системы как в основном факторе повышения конкурентоспособности на рынке той или иной сферы.
Основной целью данной курсовой работы является изучение и разработка мер по совершенствование логистической системы как фактора повышения конкурентоспособности предприятия ООО «АРМА».
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
- Рассмотреть теоретические основы обсеивающие предприятию конкурентоспособность и основные составляющие логистики;
- Провести анализ организационно-экономической деятельности ООО «АРМА»;
- Проанализировать уровень конкурентоспособности предприятия;
- Изучить логистическую систему ООО «АРМА»;
- Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе совершенствования логистической системы предприятия.
Объектом исследования является предприятие ООО «АРМА», которое занимается производством и торговлей трубопроводной арматуры и материалов из стали, чугуна, металла.
Предметом исследования является логистическая система ООО «АРМА».
Для написания курсовой работы были использованы учебные пособия по логистике таких авторов, как Гаджинский А.М., Григорьев М.Н., Неруш Ю.М. и других. Кроме того, для написания работы привлекались учебные пособия по анализу хозяйственной деятельности предприятия, экономики предприятия, статистике.
Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав разделенных на пункты, заключение, список используемых источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий на основе принципов логистики
1.1 Сущность конкурентоспособности и принципов логистики
Одно из главных мест в российской экономике занято производственно-сбытовыми предприятиями. Они занимают около 20% от общего объема в структуре экономики. Условия рыночной экономики обеспечивают предприятию постоянное управление конкурентоспособностью. Для решения вопросов касающихся конкурентоспособности экономического субъекта необходимо быть осведомленным с особенностями развития той или иной отрасли промышленности.
В части экономики сбыта производимых товаров в настоящее время присутствует высокая конкуренция между производителями. Она связана с внутренними факторами развития торговли и огромным количеством на российском рынке иностранных компаний.
Успех и стабильное положение любого предприятия на потребительском рынке зависит от правильно разработанной политики повышения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность организации вырабатывается путем разработки мер по развитию конкурентных преимуществ в рамках рынка товаров и услуг.
Конкурентоспособность – неотъемлемая часть рыночной экономики. В общем смысле конкурентоспособность понимается, как соперничество аналогичных предприятий на рынке сбыта. Некоторые авторы под конкурентоспособностью понимают способность организаций, отраслей, регионов поддерживать сравнительно высокий уровень доходов при этом быть «прозрачными» для внешней конкуренции.
В рамках современной теории в сфере проблем конкурентоспособности выделяют два подхода уровней конкурентоспособности:
- территориальный;
- отраслевой.
Территориальный подход подразумевает:
- макроуровень – конкурентоспособность страны;
- мезоуровень – конкурентоспособность региона;
- микроуровень – конкурентоспособность предприятия.
С точки зрения отраслевого подхода существует:
- макроуровень – национальная конкурентоспособность;
- мезоуровень – конкурентоспособность отрасли;
- микроуровень – конкурентоспособность товара.