Реферат|Педагогика

Материал для обследования чтения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2018 | Страниц: 16

Введение

1) Параметры подбора текстов для чтения

2) Текст для чтения ученика 4 класса

3) Вопросы к тексту для чтения

Заключение

Список литературы

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня речевого развития. И одним из самых важных факторов для полноценного овладения школьными знаниями является быстрое и правильное чтение.

Согласно когнитивно-коммуникативному подходу чтение играет важную роль в развитии кругозора, накоплении культурного опыта, развитию познавательной деятельности, а также способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Особое место среди стратегий читательской деятельности отводится автономному чтению, которое представляет собой автономное поведение ученика в чтении как виде речевой деятельности, соответствующими чертами которого являются, с одной стороны, самостоятельность и независимость в выборе мотивов, задач и стратегий для его воплощения как цели, а с другой стороны, личное умение использовать разные стратегии чтения как средства при достижении той либо другой образовательной цели.

Опираясь на личностно-деятельностный подход, можно утверждать, что чтение должно стать для младшего школьника деятельностью, наполненной личным смыслом. Ученику необходимо самостоятельное планирование и организация работы с текстом для удовлетворения информационной потребности, и для этого в работе с учащимися начальных классов необходимо уделять особое внимание развитию автономного чтения. Обучение непременно должно быть нацелено на овладение способами и приемами для самостоятельного преодоления трудностей чтения.

В последние годы наметилась определенная тенденция: наблюдается рост числа школьников, которые не могут в период обучения в школе полностью овладеть навыками чтения. Это особенно заметно в общеобразовательных школах, так как процесс формирования данного навыка у обучающихся,  имеющих нарушения речи, протекает медленнее и имеет свои отличительные черты. Неумение читать правильно, бегло, выразительно ведет к возникновению у старшеклассников нарушений процесса чтения: послоговому чтению, искажению звуковой и слоговой структуры слова, нарушению понимания прочитанного, аграмматизма в процессе чтения.

Особенно остро стоит проблема автономии читательской деятельности у детей с речевой патологией.

 

  1. Параметры подбора текстов для чтения

Современные направления образования требуют от учеников формирования социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни.

Чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, лежащим в основе формирования всех инновационных компетенций.

Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями.

Специально подобранные или адаптированные тексты для учащихся с общим недоразвитием речи являются одним из средств в логопедической работе.

Тексты и задания к ним, нацеленные на составление алгоритма поступков по изучению умения извлекать информацию из слова, могут помочь наиболее улаживать задачи изучения, провоцировать языковую и коммуникативную активность учащихся на занятии, развивают мотивацию к письменно-речевой работы.

Анализ психолингвистической и методической литературы и диссертационных исследований позволил описать параметры для отбора и адаптации текстов для работы с учащимися с общим недоразвитием речи: физические, лингвистические, композиционно-структурные и содержательно-смысловые.

Физические параметры определяют следующие требования: постепенное увеличение объема текста от 0,3 печатного листа в начале обучения до 1,5 печатного листа в конце обучения; хорошо различимый шрифт - Times New Roman или Bookman Old Style, 14-16 пунктов, междустрочный интервал - полуторный. Можно применять сплошной текст или текст с выделенными абзацами, тексты с выделением слов и фраз полужирным шрифтом в зависимости от целей занятия.

Лингвистические параметры соединены с лексико-грамматической сложностью слова. При коррекционном обучении обязано происходить постепенное повышение части незнакомой учащимся лексики и трудоемких синтаксических текстур в тексте. Слова и фразы, требующие пояснения, надлежит включать в слова с начала преподавания. Незнакомая учащимся лексика на исходных шагах преподавания разъясняется учителем-логопедом. Для изъяснения вначале применяют пассивные приемы изъяснения слов и выражений (объяснение ценности слова во вводной разговору перед чтением слова, показ картинок, изъяснение ценности слова при помощи синонимов или же антонимов), со временем переходя к обучению школьников самостоятельным приемам распознавать и запоминать ценности слов. К примеру, маркировка незнакомых слов и выражений в тексте; тест морфемного состава слова; работа с генерализованным выражением (афоризм, сентенция, поговорка и т. п.), многозначностью, фразеологизмом; изучение работе со справочной литературой; изучение поиску слов в сети Интернет.

Композиционно-структурные параметры подразумевают применение в коррекционной работе слов различных стилей и жанров. Вполне возможно предлагать слова последующих жанров: заметки, тезисы, инструкции (научный стиль); памятки, объявления (официально-деловой стиль); статьи, репортажи, интервью (публицистический стиль); повествование, легенды, стихотворение (художественный стиль). В начале преподавания как более легкие для анализа идут слова эпических жанров, далее лирических.

Содержательно-смысловые параметры характеризуют соотношение содержания слова интересам возрастной группы. Отметим, что темы слов для чтения имеют все шансы подсказать и сами детки.

Специальное обучение опирается на психологические и психолингвистические закономерности развития речи в детском возрасте и проводится посредством коррекционно-развивающих упражнений. Аналогичные виды упражнений и заданий могут использоваться на разных этапах работы с текстом с целью повышения общего результата.

Специальное обучение детей чтению и пониманию текста предполагает поэтапность работы логопеда.

Основная задача первого этапа - активизация мотивационных, познавательных, личностных ресурсов ребенка до знакомства непосредственно с содержанием, подготовка его к основной деятельности –чтению текста. Здесь проводится анализ околотекстового пространства, включаются ведущие механизмы речевой деятельности – прогнозирования, ассоциирования, смысловых опор. Среди заданий можно отметить следующие:

  1. Прогнозирование содержания текста по смысловым опорам (например, по названию).
  2. Актуализация знаний о предмете, герое, явлении, качестве и т.д.
  3. Актуализация кругозора (где еще можно встретиться с героем рассказа и т. д.)
  1. Киселева Н.Ю. Чтение учащихся с речевыми нарушениями: от навыка к деятельности: учебно-методическое пособие. / М.: Перо, 2016. — 134 c.
  2. Киселева Н.Ю. К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи. // Казанский педагогический журнал. — Казань -2016. — № 4. — С. 154−158.0,5
  3. Киселева Н.Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи. // Специальное образование. Екатеринбург. — 2016.
  4. Киселева Н. Ю. Письменно-речевая деятельность учащихся с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: АПГиЕН, 2015. - №12. - С. 96-99.
  5. Киселева Н. Ю. Особенности текстов для логопедической работы с учащимися с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2016. №XII. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tekstov-dlya-logopedicheskoy-raboty-s-uchaschimisya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.05.2018)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2024 год 21 стр.
Роль зрительного восприятия для развития речи
Nenazvanniy

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское