Введение
1) Параметры подбора текстов для чтения
2) Текст для чтения ученика 4 класса
3) Вопросы к тексту для чтения
Заключение
Список литературы
Реферат|Педагогика
Авторство: gotovoe
Год: 2018 | Страниц: 16
Введение
1) Параметры подбора текстов для чтения
2) Текст для чтения ученика 4 класса
3) Вопросы к тексту для чтения
Заключение
Список литературы
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня речевого развития. И одним из самых важных факторов для полноценного овладения школьными знаниями является быстрое и правильное чтение.
Согласно когнитивно-коммуникативному подходу чтение играет важную роль в развитии кругозора, накоплении культурного опыта, развитию познавательной деятельности, а также способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.
Особое место среди стратегий читательской деятельности отводится автономному чтению, которое представляет собой автономное поведение ученика в чтении как виде речевой деятельности, соответствующими чертами которого являются, с одной стороны, самостоятельность и независимость в выборе мотивов, задач и стратегий для его воплощения как цели, а с другой стороны, личное умение использовать разные стратегии чтения как средства при достижении той либо другой образовательной цели.
Опираясь на личностно-деятельностный подход, можно утверждать, что чтение должно стать для младшего школьника деятельностью, наполненной личным смыслом. Ученику необходимо самостоятельное планирование и организация работы с текстом для удовлетворения информационной потребности, и для этого в работе с учащимися начальных классов необходимо уделять особое внимание развитию автономного чтения. Обучение непременно должно быть нацелено на овладение способами и приемами для самостоятельного преодоления трудностей чтения.
В последние годы наметилась определенная тенденция: наблюдается рост числа школьников, которые не могут в период обучения в школе полностью овладеть навыками чтения. Это особенно заметно в общеобразовательных школах, так как процесс формирования данного навыка у обучающихся, имеющих нарушения речи, протекает медленнее и имеет свои отличительные черты. Неумение читать правильно, бегло, выразительно ведет к возникновению у старшеклассников нарушений процесса чтения: послоговому чтению, искажению звуковой и слоговой структуры слова, нарушению понимания прочитанного, аграмматизма в процессе чтения.
Особенно остро стоит проблема автономии читательской деятельности у детей с речевой патологией.
Современные направления образования требуют от учеников формирования социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни.
Чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, лежащим в основе формирования всех инновационных компетенций.
Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями.
Специально подобранные или адаптированные тексты для учащихся с общим недоразвитием речи являются одним из средств в логопедической работе.
Тексты и задания к ним, нацеленные на составление алгоритма поступков по изучению умения извлекать информацию из слова, могут помочь наиболее улаживать задачи изучения, провоцировать языковую и коммуникативную активность учащихся на занятии, развивают мотивацию к письменно-речевой работы.
Анализ психолингвистической и методической литературы и диссертационных исследований позволил описать параметры для отбора и адаптации текстов для работы с учащимися с общим недоразвитием речи: физические, лингвистические, композиционно-структурные и содержательно-смысловые.
Физические параметры определяют следующие требования: постепенное увеличение объема текста от 0,3 печатного листа в начале обучения до 1,5 печатного листа в конце обучения; хорошо различимый шрифт - Times New Roman или Bookman Old Style, 14-16 пунктов, междустрочный интервал - полуторный. Можно применять сплошной текст или текст с выделенными абзацами, тексты с выделением слов и фраз полужирным шрифтом в зависимости от целей занятия.
Лингвистические параметры соединены с лексико-грамматической сложностью слова. При коррекционном обучении обязано происходить постепенное повышение части незнакомой учащимся лексики и трудоемких синтаксических текстур в тексте. Слова и фразы, требующие пояснения, надлежит включать в слова с начала преподавания. Незнакомая учащимся лексика на исходных шагах преподавания разъясняется учителем-логопедом. Для изъяснения вначале применяют пассивные приемы изъяснения слов и выражений (объяснение ценности слова во вводной разговору перед чтением слова, показ картинок, изъяснение ценности слова при помощи синонимов или же антонимов), со временем переходя к обучению школьников самостоятельным приемам распознавать и запоминать ценности слов. К примеру, маркировка незнакомых слов и выражений в тексте; тест морфемного состава слова; работа с генерализованным выражением (афоризм, сентенция, поговорка и т. п.), многозначностью, фразеологизмом; изучение работе со справочной литературой; изучение поиску слов в сети Интернет.
Композиционно-структурные параметры подразумевают применение в коррекционной работе слов различных стилей и жанров. Вполне возможно предлагать слова последующих жанров: заметки, тезисы, инструкции (научный стиль); памятки, объявления (официально-деловой стиль); статьи, репортажи, интервью (публицистический стиль); повествование, легенды, стихотворение (художественный стиль). В начале преподавания как более легкие для анализа идут слова эпических жанров, далее лирических.
Содержательно-смысловые параметры характеризуют соотношение содержания слова интересам возрастной группы. Отметим, что темы слов для чтения имеют все шансы подсказать и сами детки.
Специальное обучение опирается на психологические и психолингвистические закономерности развития речи в детском возрасте и проводится посредством коррекционно-развивающих упражнений. Аналогичные виды упражнений и заданий могут использоваться на разных этапах работы с текстом с целью повышения общего результата.
Специальное обучение детей чтению и пониманию текста предполагает поэтапность работы логопеда.
Основная задача первого этапа - активизация мотивационных, познавательных, личностных ресурсов ребенка до знакомства непосредственно с содержанием, подготовка его к основной деятельности –чтению текста. Здесь проводится анализ околотекстового пространства, включаются ведущие механизмы речевой деятельности – прогнозирования, ассоциирования, смысловых опор. Среди заданий можно отметить следующие:
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!