Реферат|Педагогика

Реферат Совершенствование навыков чтения школьников 5-6 класса с нарушениями речи

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 37

Введение

  1. Ошибки чтения у детей с ОНР
  2. Система коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения у детей с ОНР 

Заключение

Литература

Приложение

Вопросы нарушений овладения чтением у детей 5-6 классов с нарушением речи сохраняют значительную актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Как показывают наблюдения за детьми школьного возраста, трудности в овладении чтением не уменьшаются. По данным методистов, почти 30 % школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток очень беспокоит учителей, т. к. существенно затрудняет понимание детьми текстов, а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом. Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов.

Логопед наряду с работой по устранению дисграфических ошибок на логопедических занятиях проводит работу и по коррекции навыков чтения, т.к. только тогда можно говорить о качественном устранении дефектов речевого развития.

Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения.

К типичным проявлениям нарушения чтения относится:

1) неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении,

2) частые регрессии (возврат к ранее прочитанному),

3) специфические замены букв и общие искажения структуры слова,

4) недостаточный темп чтения и уровень понимания читаемого.

Работа по преодолению дефектов устной речи и развитию звукового анализа и синтеза слова уже создает предпосылки для нормализации акта чтения у детей. Однако в ряде случаев необходимо использовать и специфические приемы.

Цель работы: сформулировать методические и коррекционно-методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения школьников 5-6 класса с нарушениями речи на уроках литературы

Задачи:

1) выявить ошибки чтения у детей с ОНР;

2) определить систему коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения у детей с ОНР.

 

1. Ошибки чтения у детей с ОНР

   Ошибки чтения при ОНР являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у детей в течение многих месяцев и лет. Они носят специфический характер: это повторяющиеся, типические ошибки. Ошибки чтения при ОНР  обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме[1].

Группы ошибок:

  1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смещениях звуков при чтении. Первая ступенька, ведущая детей к овладению навыкам чтения, - это слоговой способ чтения. Для усвоения слитного чтения слогов ребёнок должен правильно соотнести букву с определённым звуком, не смешивая его с другими. Таким образом, на первом этапе ребёнок видит букву, переводит её в звук, произносит его протяжно, в то же время переводит в звук следующую букву и произносит её, стараясь не делать паузы между двумя звуками, и происходит чудо – получается слог. Этот процесс у детей с ОНР нередко задерживается, «У детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются.» (Л.Ф. Спирова) Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения.

 Может наблюдаться различный характер замен и смещений:

а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА)

б) замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, И-У и т.д.)

в) недифференцированные, вариативные замены

Искажение звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:

а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА – КАМЕКА)

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения

(ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ)

в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ)

г) перестановка звуков (ЛОПАТА – ЛОТАПА)

д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА – КАВАНА)

Замена слов (ЗАХЛЕСТНУЛО – ЗАХЛОПНУЛО)

Аграматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушение падежных окончаний, изменение окончаний глаголов. В процессе чтения ребенок не правильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов[2].

Например:

а) изменение падежных окончаний существительных

(ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ, У ТОВАРИЩАХ)

б) изменение числа имени существительного, местоимения (вместо ПИСЬМА – ПИСЬМО, вместо КОСМОНАВТ – КОСМОНАВТЫ)

в) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения (СКАЗКА ИНТЕРЕСНОЕ, ДЕТЕЙ ВЕСЕЛУЮ, НАШ РАКЕТА)

г) изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени (ЭТО БЫЛ СТРАНА, ПРОМЧАЛСЯ МАШИНА, БЫЛА ДЕНЬ)

д) изменение формы, времени и вида глаголов (ОБЛЕТЕЛ ХОЧУ, ГУЛЯЛА НА ПОШЛА)

  1. Алтухова Н. Звуковая мозаика // Санкт-Петербург, «Лань», 1998
  2. Баязова Л. Б. О некоторых проблемах обучения навыкам чтения // Начальная школа, 1998, №1.
  3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся. М., 2001
  4. Костромина С. Н. Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.,
  5. Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт- Петербург, 2001.
  6. Сальникова Т. П. Методика обучению чтению. М., 1996.
  7. Ястребова А.В. Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007
  8. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М.,  2005

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское