Современное состояние экономики, характеризующееся неустойчивостью финансовых рынков, обострением конкурентной борьбы между банками, снижением доходности финансовых инструментов, ростом степени рискованности операций, вынуждает банки внедрять методы и инструменты современного менеджмента, позволяющие обеспечить достаточную ликвидность, финансовую стабильность, получать прибыль и расширять деятельность. Внедрение в банковскую практику методов и инструментов современного менеджмента обуславливает необходимость дальнейшего развития теоретических основ и методологических подходов определения эффективности функционирования кредитных организаций и банковской системы в целом.
Кризисы банковской системы провоцируются внешней средой - неблагоприятными макроэкономическими и политическими обстоятельства, с одной стороны, с другой, сильным влиянием внутренних причин, связанных с особенностями банковской деятельности. В ситуации экономической рецессии банк должен находить внутренние резервы повышения рентабельности на основе системного анализа, оценки и принятия решений о деятельности банка в целом и его отдельных сегментов. Поэтому для дальнейшего расширения деятельности для банков актуальна задача формирования комплексной системы управления рентабельностью, основанной на современных научных достижениях и лучшей международной практике банковского дела.
Реализация научно-обоснованных системных методов управления банковской рентабельностью имеет фундаментальное значение в условиях изменчивой и неопределенной внешней среды, усиления ее нестабильности, обострения конкурентной борьбы. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности без опоры на систему стратегических установок развития региональной экономики и потребностей клиентов в предоставлении им услуг (в объеме и на условиях, которые являются оптимальными для обеспечения максимальной эффективности деятельности компании-клиента) в современных условиях нерационально, в силу того, что деятельность банков определяет эффективность экономики региона и в свою очередь зависит от него. Разработка методов преодоления неопределенности обусловливает настоятельную необходимость оптимального распределения ограниченной ресурсной базы (пассивы-нетто) по бизнес-процессам создания банковских услуг, оптимизированных с бизнес-процессами клиентов.
Функционирование российской банковской системы как в условиях стабильно действующего финансового рынка, так и финансового кризиса, обостряет воздействие внутренних негативных факторов на деятельность банков. Вместе с тем, лишь ограниченное их число разрабатывает систему управления рентабельностью с учетом стратегических целей - большинство ориентируются на реализацию^краткосрочных задач. В'результате снижается эффективность деятельности и> финансовая устойчивость банка, сокращаются возможности развития и шансы на успех в конкурентной борьбе.
Традиционно'используемые российскими банками подходы, к управлению его рентабельностью показали неполноценность в отношении анализа, оценки и прогнозирования доходности конкретных банковских услуг, детализирующих рентабельность бизнес-портфеля с целью принятия решений по оптимизации клиентской базы, позволяющей способствовать увеличению стоимости банка и формировать механизмы, обеспечивающие ее максимизацию. Для того чтобы российская банковская система соответствовала задачам экономического развития, необходимо обеспечить не только количественный, но и ее качественный рост, в частности, путем повышения качества управления рентабельностью, так как она является результатом оптимальной структуры баланса банка, целевой направленности в деятельности банковского персонала по реализации его стратегических и тактических целей.
Изрядное число банков при осуществлении стратегического управления ставят задачу обеспечить динамичный рост и минимизировать риски, другие предпочитают «плыть по течению». В обоих случаях системное управление рентабельностью бизнес-портфеля в целом и управление рентабельностью каждого конкретного вида деятельности (конкретных услуг, обслуживания клиентов и др.), в частности, должно стать составляющей банковского менеджмента с выделением инкорпорированной стратегии индивидуального обслуживания клиентов банка со своими принципами, целями и задачами. Искусство банковской деятельности, как известно; состоит в том, чтобы еще до принятия решения о распределении ресурсной базы по видам деятельности (клиентам, брендам, бизнес-процессам) идентифицировать и оценить все вероятные возможности развития событий (с учетом воздействия внешних и внутренних факторов) и выработать обоснованное управленческое решение, отвечающее целям организации.
В связи с этим актуальной, научной проблемой, имеющей большое теоретическое и практическое значение, представляется научное осмысление возможностей применения новых подходов, методов и инструментов управления рентабельностью банка с целью» повышения результативности и эффективности его функционирования. Актуальность и многоаспектность указанной проблемы в; сочетании с недостаточной разработанностью ряда вопросов в области управления рентабельностью как банка в целом, так и отдельных сегментов его деятельности предопределили выбор темы, цель, задачи, структуру и содержание работы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема управления рентабельностью кредитной организации неоднократно становилась объектом внимания многих исследователей. Наиболее существенный вклад содержится в трудах ведущих зарубежных специалистов: Е. Балларина, Г. Брайана, Ч.Дж. Вулфела, X. Грубела, К. Дейвиса, X. Дегера, Ф. Дерека, О. Донелла, Х.Дугласа, Э. Кейна, А. Кениона, А. Ланге, Д. Левеллина, А. Ленфалузи, Б. Маруа, С. Матюра, Д. Мак Нотон, М. Портера, П. Роуза, Дж. Синки, Б. Хеф-фермана, Д. Ходжмена, X. Шеффера, Э. Штикель и др. Механизм формирования доходов, влияния рисков на деятельность банка с применением, математического аппарата разрабатывали Г. Марковиц, Ф. Модильяни, М. Миллер, У. Шарп. Современные концепции менеджмента содержащиеся в трудах: А. Апчерна, Г. Мюллера, Р.С. Портера, Б. Райна, Т. Стоуна, Дж. Р. Хик-са, Ч.Т. Хорнгерна, Дж. Фостера, Р. Энтони. Однако результаты исследований ведущих зарубежных специалистов основываются на опыте экономики и банковской практике западных стран и, следовательно, могут быть применимы к российским условиям лишь при определенной адаптации.
В числе российских авторов, исследующих проблематику банковского менеджмента следует отметить работы ведущих российских ученых: В.В. Бочарова, Н.И. Валенцевой; О.В. Грядовой, А.Г. Грязновой, Н.Е. Егоровой, В.В. Киселева, И.А. Киселевой, О.И. Лаврушина, И.В. Ларионовой, Н.Д. Мамоновой, Ю.С. Масленченкова, F.C. Пановой, М.А. Песселя, И.В. Пещан-ской, М.А. Помориной; Р:Г. Ольховой, К.К Садвокасова, А.Г. Саркисянц, A.M. Тавасиева, К.Р. Тагирбекова, Е.Б. Ширинской, В.М. Усоскина и др.
Вместе с тем в большинстве научно-экономических источников, посвященных данной тематике, преобладает теоретический подход, а методические основы, управления рентабельностью банка как системой до сих пор в экономической литературе в полной мере не разработаны. Отдельно исследуются рентабельность активов, пассивов, собственного капитала и др. Управление рентабельностью банка представляется различными авторами как инструмент реализации воздействия каждого из указанных видов и метод их последующей оценки. В настоящее время недостаточное внимание уделяется методическим разработкам ориентирования деятельности банка на рыночный спрос при принятии решений об изменении ассортимента под потребности клиентов; с целью выработки рекомендаций по формированию его объективной финансовой стратегии. Именно этим определяется настоятельная потребность в разработке конкретных рекомендаций по управлению рентабельностью банковских услуг для их практического использования.
В связи с этим соискателем был сделан акцент на применении системного подхода к исследованию с позиции актуальных и доказавших свою состоятельность подходов общего менеджмента к управлению рентабельностью банка на двух уровнях, что позволило комплексно подойти к решению
поставленных задач. Проведенные исследования: современной зарубежной и отечественной литературы, и практики позволили обосновать основополагающие принципы управления рентабельностью'кредитной организацией на двух: уровнях: на; уровне банка в целом (общая рентабельность) и по месту возникновения-затрат (рентабельность, услуг, продуктов; брендов; бизнес-процессов* и т.п.). Учитывая, что в экономической литературе, посвященной; данной тематике; преобладает теоретический подход, предлагаемая; автором двухуровневая модель позволит уйти от абстрактных дефиниций' определения рентабельности банка. Кроме того; использование методов финансового: , менеджмента по управлению затратами с использованием инструментария, анализа точки; безубыточности; применение которых, позволит снять неопределенность, формирования*ассортиментной!политики, банка; оптимизировать ее под потребности; клиентской базы и осуществить прогноз: развития; позволяющей обеспечить достижение целевых параметров бизнес-портфеля при оптимальном-использовании ресурсов.
Цель И'задачи исследования. Целью диссертации является разработка методов'управления рентабельностью банка и построение комплексной системы управления рентабельностью кредитной организацией;
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
определить экономическую природу рентабельности банка; выявить ее имманентные свойства;
обосновать принципы построения системы управления рентабельностью кредитной организации;
раскрыть сущность, функции и структуру системы управления; рентабельностью банка;
выявить факторы, влияющие на управление рентабельностью'банка;
разработать методику управления.банковскими затратами;
раскрыть механизм формирования, обобщающих показателей деятельно- сти кредитной организации; ...;,.'
- разработать алгоритм модели управления рентабельностью, банка.
Объект исследования — финансовая деятельность банка.
Предметом исследования является управление его рентабельностью.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции, сформулированные в трудах отечественных и* зарубежных ученых в области финансов, банковского дела, финансового и банковского менеджмента, управленческого учета.
Методологическая основа базируется на общенаучных методах познания: системный, структурно-функциональный, дедуктивный, абстрактно-логический, сравнительный и ситуационный анализы, восхождения от абстрактного к конкретному, статистический, экономико-математический анализ и.обобщение эмпирических данных.
Информационная база исследования. В диссертации корректно учтены федеральные законы РФ и нормативные акты Банка России, регламентирующие деятельность кредитных организаций. В процессе работы были использованы базы данных региональных банков и кредитных организаций других территорий, зарегистрированных ГУ БР по Красноярскому краю, соответствующие исследуемой тематике, представленные как официальной финансовой отчетностью, так и информацией полученной из специальных форм отчетности и документов операционного дня банка.
Научная новизна состоит в разработке системного подхода к управлению рентабельностью кредитной организации для повышения эффективности ее деятельности.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту.
1. Проведено системное исследование экономической природы рентабельности банка. Выделены и раскрыты ее имманентные свойства:
как экономическая категория рентабельность выражает отношения между субъектами банковского бизнеса по поводу полученного каждым из них дохода на вложенный капитал;
обладает количественной и качественной определенностью:
-количественная определенность рентабельности — относительный показатель, объективно сводящий все разнообразие оказанных банком услуг к их скрытому единству - уровню, приносимого дохода; -качественная определенность — является системообразующим фактором управления, деятельностью банка, поскольку не только констатирует эффективность операций; и банка в целом, но и обладает способностью выявлять проблемные и перспективные направления ^ деятельности, позволяет вскрывать, внутренние: противоречия, оптимизировать доходы и риски, своевременно преодолевать внешние негативные воздействия. 2. Обоснованы основополагающие принципы системы управления реп-: табельностью кредитной организацией:
абсолютный" приоритет конечной цели;: адекватность инструментов и методов управления рентабельностью каждого из объектов целям банка;
совместный анализ объекта каю целого и как совокупности элементов;
рассмотрение каждого из подразделений банка совместно с его окружением; наличие оценки, адекватной характеру уровня иобъекта:системы;
-учет неопределенностей и случайностей в системе; изменяемости объекта, его способности к развитию, накапливанию и передаче информации.
Аргументировано, что система управления рентабельностью кредитной организации, базирующаяся на этих принципах, позволяет: оценивать результативность - банка в целом (общая рентабельность) и по месту возникновения затрат (рентабельность услуг, брендов^ подразделений, клиентов).
Системный подход может быть использован при формировании нормативных документов банка для разработки методики сравнительного анализа рентабельности банковских услуг (продуктов и др.), для обоснования принципов оптимального распределения) ограниченной ресурсной-базы. Он позволяет выявить принципы ранней' диагностики' неблагоприятных тенденций в функционировании кредитной;организации и зоны ее устойчивой работы. •
Раскрыты сущность, функции и структура системы управления рентабельностью банка. Система управления рентабельностью банка представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни и элементы, конечной целью* сосуществования которых является максимизация эффективности деятельности банка как единого целого. Функционально управление рентабельностью любого уровня системы включает в качестве составных частей прогнозирование, экономический анализ, планирование, организацию, стимулирование оперативного регулирования, учет и контроль.
3. Выявлены факторы, влияющие на управление рентабельностью бан- ка, которыми являются макро и микроэкономические, правовые, политиче- ские, социальные, региональные, отраслевые и др. Процесс принятия реше- ний по управлению, рентабельностью банка является симбиозом анализа и прогноза внутренних и внешних факторов. Доказано, что в условиях финан- совой нестабильности решающую роль приобретает фактор неопределенно- сти и определены ее источники: институциональный (нестабильность внеш- него окружения российских банков); инструментальный (отсутствие методов системного анализа в условиях неопределенности); информационный (недос- тупность достоверной информации - отсутствие единого информационного пространства «банк - клиент - финансовый рынок — государство»); бухгал- терский (неадекватное отражение реального финансового состояния банка в бухгалтерской и финансовой отчетности).
Для снижения негативных последствий неопределенности разработаны:
методика построения управленческой информационной базы в динамике, основанная на разграничении видов деятельности и затрат банков;
система показателей, реальной результативности деятельности (учет «корректирующих сделок», позволяющих разделить полученные доходы на основные (явные) и дополнительные (неявные), прямые и косвенные);
система коэффициентов рентабельности (42 коэффициента), сгруппированных по признакам качества финансового состояния банка.
4. Осуществлена классификация банковских расходов на постоянные и переменные, прямые и косвенные в зависимости от экономической природы:
современных денег - затраты на вычислительную технику, программное обеспечение, средства коммуникаций и пр.;
банка как хозяйствующего субъекта, т.е. расходы, связанные с формированием ресурсной базы для-осуществления активных вложений, обеспечения деятельности подразделений; с обслуживанием долга перед клиентом.
Разработана методика управления затратами, в основе которой точка безубыточности, с помощью которой достигается обеспечение максимального4 уровня; отдачи от; использования ресурсов. Методика применима при управлении рентабельностью- как отдельных продуктов (структурных подразделений, обслуживаемых клиентов), так и всего бизнес-портфеля банка.
5. Обоснованы роль и место рентабельности в разработке и реализации . ассортиментной' политики; банка. Аргументировано; положение о необходимости учета наряду с прогнозной; рентабельностью отдельных продуктов и других показателей- (коэффициента вклада на покрытие постоянных- затрат, финансового и операционных рычагов), влияющихна общие характеристики деятельности кредитной организации. Разработай алгоритм модели управления общей рентабельностью банка, который позволяет повысить эффективт ность банковской деятельности за счет выявления^ достаточно полного ассортимента услуг (с точки зрения учета затрат и доходности с обеспечениемгоп-тимальной синергетики между ними), а также технологиями их интеграции, развития и адаптации под индивидуальные потребности конкретного клиента. Алгоритм обеспечивает лучшее понимание поведения системы и взаимосвязи ее элементов, а также возможных механизмов влияния.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для дальнейшего развития теории* эффективности банковской деятельности с целью повышения1 качества банковского менеджмента.
Результаты исследования методологических подходов? к рентабельности'банка как к экономической категории и как к объекту управления могут быть использованы в качестве методических рекомендаций по применению системного подхода к управлению рентабельностью банка и ценообразования в кредитной организации.
Выводы из диссертации позволяют повысить качество методологии менеджмента в банках в условиях глобальной экономической рецессии.
Практическая значимость диссертации. Разработанная методика определения рентабельности банковских услуг как универсального способа преодоления неопределенности в управлении ассортиментной политикой банка имеет прикладное значение для клиентов банка, являющихся хозяйствующими субъектами региональной экономики. Практические выводы и рекомендации могут быть использованы: •
Банком России при инспекционных проверках, введении временной администрации с целью санации банка, имеющего признаки неудовлетворительного финансового состояния;
банками для оценки результативности их бизнес-портфеля, сопряженной с освоением новых рынков, продвижением новых банковских продуктов, активным наращиванием клиентского портфеля, гибкой корректировкой ассортиментной политики банка, работы с отдельными клиентами и клиентскими группами, контроля и оптимизации финансового состояния банка в рамках реализации функций внутреннего контроля и аудита;
аудиторскими компаниями при подтверждении финансовой отчетности кредитной организации;
в учебном процессе при разработке учебно-методических комплексов в рамках дисциплин, связанных с банковской деятельностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на Ш-ей Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и практических работников «Теория» и практика коммерческой деятельности» (Красноярск, ГОУ ВПО КГТЭИ; 2002 г.), V-ой Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, ГОУ ВПО СПб. ГТУ, 2003 г.), 1-й Международной научно-практической конференции «Торговоэкономические проблемы регионального бизнес-пространства» (Челябинск, ГОУ ВПО ЮУГУ, 2003 г.), VI-й Межвузовской конференции аспирантов «Актуальные проблемы современной науки и пути их решения» (Красноярск, ГОУ ВПО КГТЭИ, 2004 г.), V-й Международной научно-практической конференции- «Финансовые:- проблемы. Российской Федерации и пути их решения» (Санкт-Петербург, ГОУ ВПО СПб. Г ГУ, 2004 г.), 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Экономическое и социальное развитие регионов России» (Пенза, ГОУ ВИОПГАУ, 2004 г.), VI-й Международно» научно-практической конференции «Экономика,, экология и- общество России в, 21-м;столетии». (Санкт-Петербург, ГОУ ВПО СПб. ГТУ, 2005 г.), 1-й Международной, научно-практической* конференции» «Иновационное развитие: Российской экономики» (Москва, МЭСИ, 2008 г.).
Основные рекомендации по управлению рентабельностью- банка апробированы, и внедрены в: региональных банках (ООО КБ «ЯрБапк», ЗАО: КБ. «Кедр») и филиалах банков других территорий зарегистрированных ГУ БР по Красноярскому^ краю (ООО КБ «ПромСервисБанк» филиал в г. Красноярске), о чем свидетельствуют справки о внедрении.
Основные положения диссертации используются^ в учебном процессе ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» и Красноярском филиале ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» и в Красноярском региональном центре «Института профессиональных бухгалтеров России».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 печатных работ, в том числе 2 статьи в издании, рекомендованном ВАК Минобразования России. Общим объемом 12,6 пл. они полностью раскрывают содержание работы.
Структура. Диссертационная работа содержит три главы, введение, заключение, список отечественной и зарубежной литературы из 178 наименований: Диссертация изложена на 173 страницах, содержит 4 рисунка.и 22 таблицы-и приложения на 50 страницах.