Глава 1. Жанры в журналистике. Место колонки в классической и нетрадиционной жанровой классификации
1.1. Классическая классификация журналистских жанров
1.2. Место колонки в нетрадиционной жанровой классификации
1.3. Определение колонки и её место в современной журналистике
Глава 2. Лингвистические средства для выражения персонифицированной оппозиции к фактам действительности
Выводы по второй главе
Заключение
Глава 1. Жанры в журналистике. Место колонки в классической и нетрадиционной жанровой классификации
Журналистика – одно из важнейших явлений современного социума, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей постоянное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации. Традиционная классификация жанров журналистики различает информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. В современной журналистике используется также нетрадиционная классификация жанров, выделяющая оперативно-новостные (заметка); оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты); исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско-образные жанры(очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет).
1.1. Классическая классификация журналистских жанров
Рассмотрим подробнее традиционную классификацию журналистских жанров. Главной целью определенного информационного материала является сообщение о каком-либо факте. Для информационных жанров свойственна важность оперативной подачи информации, новизна, актуальность факта, строгая документальность, объективность изложения. Аналитические жанры намного шире по фактическому материалу и по масштабу мысли.
К основным информационным жанрам журналистики относят:
Хроника – это факт без подробностей. Небольшие (иногда из одной-двух фраз) сообщения, которые не содержат заголовка. Такие сообщения часто публикуются подборками.
Заметка – короткая информация. Она содержит сам факт и некоторые подробности о нем. Заметка состоит из 10–30 строк, имеет собственный определенный заголовок. Чаще публикуется в подборке.
Интервью – это изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В интервью важно указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, как и каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону и т. д.).
Отчет. По заданию редакции журналист пишет о том, что он видел и слышал. Размер отчета прямиком зависит от ценности данного события. Общий отчет включает изложение фактов в иерархичном порядке, тематический отчет повествует об одном-двух наиболее важных вопросах, отчет с комментариями –анализ основных событий и выражение личной точки зрения.
Зарисовка – обобщение фактов и описание окружающей обстановки. Это короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях и эмоциях.
Обозрение – важнейшие события и новости жизни города, завода, школы и т. п. за определенный период (сводки, итоги).
Репортаж – наглядное представление о происшествии или событии через чувства журналиста-очевидца или действующего лица. В репортаж включены элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление). К репортажу нередко добавляются иллюстрирующие фотографии. Репортаж бывает событийным, тематическим, постановочным.
Опрос представляет собой взаимоотношения журналистики и социологии. Это представление общего мнения по одному или нескольким специально подобранным проблемам, темам, вопросам.
Некролог не следует путать с извещением о кончине. Под некрологом понимают рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.
Аналитические жанры представляют собой обширное полотно фактов, которые обсуждаются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.
Корреспонденция – жанр, в котором анализируется отдельная ситуация, представляющая для многих большой интерес (чаще всего это социальная проблема). Журналист рассматривает группу фактов, что происходит при помощи описания фактов, их анализа и определенных выводов. Журналист высказывают свою точку зрения. Здесь очень важны некие примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. В корреспонденции следует также определить тенденции, найти пути решения проблемы.
Статья – обобщение и рассмотрение проблем и явлений, анализ проблемы и ее составляющих. Здесь доминирует конструктивный подход, оценка и мнение журналиста. Если в корреспонденции происшествия рассматриваются от частного к общему, то в статье это, напротив, делается от общего к частному. Статья берет факты в универсальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
Рецензия (литературная, кино, театральная) –критический отзыв, состоящий из ряда аргументов, чаще всего о произведениях литературы и искусства.
Обзор – это результат сквозного наблюдения за определенными явлениями и процессами и их публичный анализ – спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания.
Комментарий – оперативный отзыв автора на события. Комментарий является субъективным жанром, где аргументация строится на точке зрения автора.
Журналистское расследование – повествование о процессе поиска неких определенных ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает, анализирует и приводит факты автономно от соответствующих служб и органов или совместно с другими специалистами.
Версия – моделирование собственного мнения по поводу уже имеющегося хода событий или явление, предположение, которое основывается на их детальном изучении (часто подкрепленное неординарными аргументами) [20].
Художественно-публицистические жанры – конкретный факт отходит на второй план. Здесь главным становится авторское впечатление от факта, события, мысль автора. Дается образная трактовка самого факта или события. К художественно-политическим относятся такие жанры, как очерк, фельетон, памфлет, политический портрет, эссе.
В очерке факты преломляются в свете личности автора. Здесь важен не факт как таковой, а его восприятие и описание героем или автором. Факт перенесен в образ, он схож с малыми формами художественной литературы, построен отчетливо, на фактическом материале.
Фельетон – это литературный материал, который затрагивает вопрос острой злободневной критики, с необычными приемами изложения. Для фельетона обязательными факторами являются: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.
Памфлет – злободневное публицистическое произведение, целью которого служит конкретное гражданское, в особенности социально-политическое обличение.