Глава 1. Исторические и сравнительно-правовые аспекты уголовной ответственности за укрывательство преступлений
1.1.История уголовной ответственности за укрывательство преступлений по отечественному законодательству
1.2. Ответственность за укрывательство преступлений в уголовном законодательстве зарубежных стран
Глава 1. Исторические и сравнительно-правовые аспекты уголовной ответственности за укрывательство преступлений
1.1.История уголовной ответственности за укрывательство преступлений по отечественному законодательству
Исторически нормы о прикосновенности к преступлению присутствовали еще в Древней Руси. Так, первым законодательным актом, в котором появился прообраз прикосновенности к преступлению в форме недоносительства, являлся Устав князя Ярослава «О судах церковных» Х-Х1 веков.
В дальнейшем в Русской Правде нашли свое закрепление правила об укрывательстве преступников коллективом - статья 20 краткой редакции и 77 пространной редакции Русской Правды.
Установление коллективной ответственности за укрывательство преступника было обусловлено специфическим построением отношений между членами общины, основывающихся на взаимной помощи, что существенно затрудняло поиск злоумышленников.
В статьях 11 и 17 краткой редакции, 32 и 112 пространной редакции Русской Правды был предусмотрен запрет на сокрытие частным лицом холопа, совершившего противоправное действие [1].
В последующие годы нормы о прикосновенности к преступлению постепенно развивались и следующим важным шагом на пути формирования прикосновенности, как целостного уголовно-правового явления, стало закрепление всех ее форм, а именно укрывательства, недоносительства и попустительства в одном источнике - Соборном Уложении 1649 года.
Связь между формами в рассматриваемом памятнике установить не представляется возможным, поскольку правила о них были рассредоточены по разным главам Уложения.
Особый интерес представляют статьи 6 и 9 главы II «О государственной чести, и как его государское здоровье оберегать» Соборного Уложения 1649 года, в нормах которых устанавливалось наказание в виде смертной казни жене, детям и родственникам преступника, с которыми он жил вместе, если они ведали об его измене и укрывали его.
Вплоть до Уложения 1845 года значимых изменений правила о прикосновенности не претерпели.
На основании вышеизложенного, полагаем, что первым этапом в развитии норм о прикосновенности к преступлению в российском законодательстве следует считать период зарождения прикосновенности к преступлению (X век-1844 г.).
В Уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года укрывательство, недоносительство и попустительство были объединены в одно целое - прикосновенность к преступлению.
Таким образом, в рассматриваемом источнике прикосновенность к преступлению оформилась как единое уголовно-правовое явление, то есть количественные изменения, касающиеся появления трех форм прикосновенности привели к качественному изменению.
В Общей части Уложения были закреплены сгруппированные правила о прикосновенности к преступлению, однако, родовое понятие последней отсутствовало.
Нормы, регламентирующие ответственность за прикосновенность к преступлению, располагались в статьях после предписаний о соучастии в преступлении.
Как справедливо утверждал Лапунин М.М., такая последовательность свидетельствовала о признании связи между этими институтами уголовного права, однако, исключала их тождественность[2].
В Особенной части Уложения были рассредоточены статьи, в которых регламентированы специальные случаи прикосновенности.
Особый статус прикосновенным деяниям придавался по отношению к государственной власти.
Так, согласно статьям 265, 266 Уложения, лишению всех прав состояния и смертной казни подвергались попустители, укрыватели и недоносители о преступлениях против государя и власти, о преступниках и преступлениях против членов императорского дома.
Однако, касаясь остальных преступлений, существенным ограничением сферы влияния норм о прикосновенности, по Уложению 1845 года стало установление обстоятельств, по которым лицо, укрывавшее или не донесшее о преступлении, совершенном близким родственником или родственником, освобождалось от наказания по решению суда(статья 134).
Исключением для данных правил являлась прикосновенность к государственным преступлениям, где узы родства не играли никакой роли, а прикосновенные лица карались по всей строгости закона.
Для усиления местной власти в 1881 году было утверждено Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому положение прикосновенных лиц существенно ухудшалось, а именно, задержанию, предварительному аресту, обыску и выемке подлежали не только лица, подозреваемые в совершении государственных преступлений, но и прикосновенные к ним, тем самым прикосновенные приравнивались к главным виновникам.
[1] Бушуев И.А. Ответственность за укрывательство преступлений и недоносительство. М., 1965.-С.118.
[2] Лапунин М.М. Укрывательство преступлений // Вторичная преступная деятельность: понятие, виды, проблемы квалификации, криминализации и пена- лизации. - 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lawbooks.№ews/ ugolov№oe-pravo_815/ukryivatelstvo-prestuple№iy.html (дата обращения: 10.04.2019).