Проблемы юридической ответственности являются актуальными, дискуссионными, а также научно неисчерпаемыми и практически значимыми на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем юридической ответственности государственных гражданских служащих, в частности, приобретают огромное практическое и теоретическое значение.
Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных гражданских служащих становятся тогда, когда в стране происходит качественный и количественный рост преступлений и иных правонарушений, совершаемых самими государственными служащими. Так, согласно официальному сайту МВД России количество зарегистрированных преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления за январь – октябрь 2020 года оставляет 18 566. Так в сравнении вторым полугодием 2020 года этот показатель снизился почти в 8 раз, так как в этот период было зафиксировано 150 тысяч коррупционных преступлений. Можно сказать, что ситуация за десять лет существенно изменилась, однако, преждевременно делать вывод о том, что количество совершенных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления стремится к нулю и то, что проблем в этой области стало меньше.
Фактически, и до настоящего времени так и не было выработано единого понятия «юридическая ответственность государственных гражданских служащих».
Так же является спорными вопросы относительно видов юридической ответственности, к которым можно привлечь государственных гражданских служащих.
Анализ действующего законодательства об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о фактическом отсутствии самостоятельного, структурированного института ответственности гражданских служащих в законодательстве об административных правонарушениях.
В настоящей работе рассматривается юридическая ответственность государственных гражданских служащих, регламентированная административным законодательством, ее виды, а также особенности дисциплинарной ответственности как самостоятельного вида.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, применения и реализации юридической ответственности государственных гражданских служащих, урегулированные нормами права.
Предметом исследования являются теоретико-правовые аспекты административно-правовая ответственность государственного гражданского служащего, законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие юридическую ответственность государственных гражданских служащих, практические проблемы правового регулирования, механизма реализации и совершенствования института юридической ответственности государственных гражданских служащих.
Целью курсовой работы является теоретическое исследование проблем юридической ответственности гражданских государственных служащих по административному праву.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
- Раскрыть содержание и признаки юридической ответственности государственных гражданских служащих.
- Определить виды юридической ответственности государственных гражданских служащих в рамках административного права.
- Сформулировать понятие юридической ответственности государственных гражданских служащих в рамках административного права и проанализировать ее содержание;
- Рассмотреть основание, сущность и порядок применения к гражданским служащим дисциплинарной ответственности.
- Сформулировать основные направления совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников
-
Теоретико-правовые основы административно-правовой ответственности государственного гражданского служащего
1.1. Административный проступок государственного гражданского служащего: понятие, система
Основанием дисциплинарной ответственности гражданских государственных служащих может быть только дисциплинарный проступок, под которым, в соответствии с ч.1 ст. 57 Закона №79-Ф3, понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, за которое представитель нанимателя может применить к нему дисциплинарное взыскание.
Таким образом, можно выделить признаками дисциплинарного проступка:
1) наличие деяния, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей;
2) виновный характер совершенного деяния, предполагающий особое психическое отношение лица к самому деянию и его последствиям;
3) возможность наложения представителем нанимателя дисциплинарного взыскания за совершенное деяние, то есть его наказуемость.
Определение, указанное законом, не содержит положений о противоправности и общественной опасности (вредности) дисциплинарного проступка. Между тем, как указывается в юридической литературе, противоправность является общим признаком всех правонарушений.
Состав дисциплинарного проступка может быть определен как совокупность признаков, характеризующих деяние с объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности. Элементами состава дисциплинарного проступка являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Основным объектом дисциплинарного проступка гражданского служащего являются общественные отношения, складывающиеся по поводу поддержания необходимого уровня служебной дисциплины в конкретном государственном органе. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона №79-ФЗ под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Законом 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В практическом плане служебная дисциплина подразумевает добросовестное и неукоснительное выполнение гражданским служащим своих общих и специальных должностных обязанностей, закрепленных в законодательстве, подзаконных нормативных правовых актах, служебном распорядке государственного органа, должностном регламенте и служебном контракте; соблюдение запретов и ограничений, связанных с нахождением на гражданской службе; исполнение тех требований, которые законодательство предъявляет к их служебному поведению.
Объектами дисциплинарных проступков также выступают интересы всей государственной службы в целом. Помимо отношений по поддержанию должного уровня служебной дисциплины и соблюдению интересов государственной службы объектом дисциплинарных правонарушений гражданских служащих в определенной степени являются также иные группы общественных отношений, связанные с охраной разнообразных прав и свобод граждан и организаций. Такой двойственный характер дисциплинарных проступков гражданских служащих обусловлен их особым правовым статусом, а также особым характером их трудовой деятельности, которая напрямую связана с практической реализацией властных полномочий государственных органов. Любое нарушение дисциплины в рамках государственно-служебных отношений в той или иной степени дестабилизирует нормальную работу государственного органа, а, следовательно, прямо или косвенно отражается не только на узких интересах этого государственного органа, но и на интересах большого количества граждан и организаций. В то же время следует отметить, что вред, причиняемый дисциплинарными правонарушениями гражданских служащих гражданам и организациям, чаще всего носит очень незначительный характер, определить который весьма затруднительно. Как указывал известный русский ученый-криминалист В.Н. Ширяев: «нельзя сказать, чтобы от таких случаев как совершение дисциплинарных провинностей не страдали чьи-либо интересы, государственные или общественные или же частные, но установить в каждом отдельном случае причинную связь между этими вредными для государственных, общественных и частных интересов, последствиями и формальным нарушением долга службы, представляется так затруднительно, опасность, создаваемая для указанных интересов, так отдалена и не определена, а что законодатель предпочитает в таких случаях ограничивать свое воздействие лишь более узкими пределами нарушения служебного долга».
Объективная сторона дисциплинарного правонарушения включает в себя деяние, то есть противоправное действие или бездействие гражданского служащего, выражающееся в неисполнении или ненадлежащим исполнении служащим его должностных обязанностей, за которое предусмотрена дисциплинарная ответственность. Факультативно объективная сторона дисциплинарного правонарушения также может включать вредные последствия такого деяния и причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Законодательство о гражданской службе не содержит исчерпывающего перечня деяний, составляющих дисциплинарные правонарушения, с указанием на конкретную меру дисциплинарной ответственности, которая может быть применена к служащему, совершившему этот проступок. В большинстве случаев субъекту дисциплинарной власти приходится оценивать деяния своих подчиненных, учитывая лишь общее определение дисциплинарного проступка, как неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на служащего должностных обязанностей. Подобная ситуация объясняется чрезвычайным разнообразием должностных обязанностей гражданских служащих, а, следовательно, большими сложностями при нормативном закреплении всех возможных форм их нарушения. Должностные обязанности, неисполнение (ненадлежащее) исполнение которых составляет объективную сторону дисциплинарных проступков гражданских служащих, закрепляются в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, подзаконных нормативных правовых актах, служебном распорядке государственного органа, должностном регламенте гражданского служащего и служебном контракте.
Общие должностные обязанности всех гражданских служащих закреплены в первую очередь в ст. 15 Закона №79-ФЗ. К ним, например, относится обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской; обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну и другие общие обязанности, обусловленные особенным правовым статусом гражданского служащего.