Введение
Глава 1. Детские телепередачи как составляющая современного телевидения
1.1. Становление детского телевидения в России
1.2. Роль телевидения в жизни со.временного ре.бенка
1.3. Специфика телевизионных про.грамм для де.тей до.школьного во.зраста
Глава 2. Концептуальные особ.енности де.тских пер.едач на при.мере пер.едачи «Спокойной ночи малыши»
2.1. История со.здания телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»
2.3. Особенности со.здания телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!»
Список ис.пользованной литературы
Актуальность темы исследования. В настоящее время на отечественном телевидении не так много программ, рассчитанных на детскую аудиторию. Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7-10% от эфирного времени. Но, ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. Среди частных телерадиокомпаний есть такие, которые интегрируют детей в коммуникационное пространство. («Карусель», «Disney», «Cartoon Network», «Nickelodeon», «Детский мир» и т.д.). Под коммуникативным пространством понимается совокупность сфер общения, в которых языковая личность может реализовать свое речевое намерение в соответствии с принятыми в данном социуме правилами и нормами общения. Термин получил распространение в исследованиях по культурологии и лингвокультурологии.
Они транслируют мультипликационные картины, а также передачи, направленные на развитие логико-понятийного аппарата и образного мышления ребенка, но отходят от канонических задач телевидения – что это за задачи, предназначенного для детей младшего возраста. К ним относятся: патриотическое воспитание, образование, повторение школьной программы, расширение кругозора ребенка.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости увеличения доли детского контента (образовательных и развлекательных телепередач для детей дошкольной и младшего школьного возраста) на обязательных общедоступных телеканалах за счет новых оригинальных телепрограмм.
Объект исследования - деятельность российского телевидения, предназначенная для детей младшего возраста.
Предметом исследования является телепередача «Спокойной ночи малыши!».
Цель исследования – изучение особенностей детского телевидения на примере телепередачи «Спокойной ночи малыши!».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть историю становления детского телевидения в России;
- проанализировать роль телевидения в жизни современного ребенка;
- определить специфику телевизионных программ для детей дошкольного возраста;
- изучить историю создания телепередачи «Спокойной ночи малыши!»;
- исследовать рейтинг телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» в жанре «Детские программы»;
- рассмотреть особенности создания телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!».
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического, доктринального и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций.
Степень разработанности темы исследования. Специфика телевидения и его функциональная направленность неоднократно исследовались теоретиками и практиками телевизионной журналистики. Например, в учебнике Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика» раскрываются такие темы: телевидение и общество, жанры телевизионной журналистики. В учебнике «Радиожурналистика» под редакцией А.А. Шереля внимание уделяется функциям радиожурналистики. В отчете «Телевидение детям» под редакцией Е.Л. Вартановой изучается вопрос детского контента на государственных каналах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в процессе преподавания ряда тем учебной дисциплины «Журналистика».
Структура исследования определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Детские телепередачи как составляющая современного телевидения
1.1. Становление детского телевидения в России
Становление российского телевидения началось в 1930 году, когда в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механизм, способный по радиоволнам передавать изображения. И уже в конце апреля – начале мая 1931 года лаборатория могла передавать на расстояния неподвижные фотографии известных деятелей страны и актеров. Спустя пять месяцев после первых опытных передач, картинка в телеэкране ожила. 1 октября 1931 года центральные газеты сообщили новость о том, что в Москве начинается регулярное телевещание. Долгое время «движущееся изображения» было немым, звук появился только в 1934 году [3].
Телевидение развивается, набирая все большую популярность во многих социально-демографических слоях аудитории, в том числе и детей, что предполагает трансляцию детского контента. И действительно, практически с момента зарождения и вплоть до 50-тых годов прошлого столетия юным зрителям показывали художественные фильмы, телеспектакли, представления и мультфильмы. К тому же, в 1939 году на телевидении вышла первая детская передача «С новым годом».
В это же время в Ленинградском телецентре выходит первый телевизионный журнал «Телевизор», а так же передача «Веселая эстрада».
В период Великой Отечественной войны телевещание приостанавливается. Однако, несмотря на вынужденное прекращение вещания, уже 1 января 1946 года по Московскому телевидению был показан концерт детской художественной самодеятельности.
В 1951 году вместе с появлением Центральной студии телевидения появляются первые редакции по направлениям: детские, общественно-политические, информационные, литературные и другие. Такая дифференциация ускорила процесс развития и становления детского телевещания в стране. Так, например, редакция начинает собственное кинопроизводство – запись телеспектаклей. Технологию прямого эфира заменили записью: на театральной сцене играли актеры, их снимали дублями на кинокамеру, стоявшую в зале в одном положении, позже проявляли запись и делали монтаж. Кроме того, по словам Г.А. Галочкиной детские передачи начинают регламентировано выходить каждую неделю в воскресенье [4].
В 50-ые, 60-ые годы число телепрограмм растет; появляется определенная периодичность. Кроме того, передачи ставят в сетку вещания, исходя из рекомендованного распорядка дня ребенка. В 1951 году появляется научно-популярная программа «Путешествие по СССР»; «Умелые ручки», которая позже разделилась на две программы, для младшего возраста и для детей постарше. Еще одна программа – «Выставка Буратино» была ориентирована на самых маленьких зрителей. Выходила она раз в месяц по субботам, и с экранов малышей приветствовал Художник (Борис Курчевский – за.служенный де.ятель ис.кусств РСФСР) и Буратино. Вдвоем они рас.сматривали рис.унки, кот.орые ре.бята при.сылали в ре.дакцию, давали со.веты, а так же по.казывали и рас.сказывали об из.вестных художниках. То есть, мы вид.им, как про.исходит рас.слоение телепрограмм по во.зрастным категориям.
С середины 50-ых де.тям от.водят бол.ьше эфирного врем.ени. Появляется «Клуб инт.ересных встр.еч» для ста.ршеклассников, «Пять рас.сказов об ис.кусстве», «Пионерский театр», «Книжная по.лка».
Новый этап раз.вития де.тского от.ечественного телевидения – Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем раз.витии со.ветского телевидения» в 1960 год.у. В до.кументе все.м студиям телевидения пре.дписывалось в об.язательном по.рядке транс.лировать де.тские про.граммы не менее одно.го час.а в де.нь. Для по.дростков по.являются про.граммы «Бери с коммунистов при.мер», «Путешествие в семилетку», «Здесь свершалась ре.волюция», про.грамма Коммунистической партии Советского Союза «Сегодня, за.втра и через 20 лет», «В эфире – ста.ршеклассники», Для пионеров вы.ходят «Школьные вес.ти», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агент.ство «Пионерия») [6].
В эти же год.ы на.мечается тенденция пер.ехода от раз.овых пер.едач к цикловым. Для при.влечения де.тей к на.учно-познавательным про.граммам журналисты-телевизионщики из.обретают нов.ые способ.ы по.дачи инф.ормации, экспериментируют с форм.ой и жанрами. Так по.является до.кументально-игровая многосерийная пьеса, до.кументально-игровой очерк, журнал, викторина, иллюстрированные вы.ступления, бес.еды. В эфир вы.ходит много про.грамм во.спитательного и эстетического характер.а: телевизионный театр, журналы об из.образительном ис.кусстве - «Радуга, «Холст», музыкальные пер.едачи - «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре по.ртретный очерк по.является «Жизнь за.мечательных людей», а в форм.е олимпиады пер.едача «Путь в на.уку». Развиваются де.тские спор.тивные про.граммы, так.ие как «Веселые ста.рты» и «Школа на.чинающего спор.тсмена».
В 1963 год.у по.является про.грамма, кот.орая вы.ходит в эфир и сегодня - «Спокойной ночи, малыши». Она сначала вы.ходит в прямом эфире, со.стоит из за.кадрового текст.а и карт.инок, а за.тем для маленьких зрителей играют не.большие пьесы и кукольные спектакли с уча.стием Буратино, Мямлика, Тепы, Шустрика. Частыми гостями про.грамм ста.новились де.ти, а так же актеры, кот.орые рас.сказывали сказки. Привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка по.явились в конце 60-ых, на.чале 70-ых, а по.следним к куклам при.соединился Мишутка.