Актуальность темы исследования состоит, в первую очередь, в том, что в настоящее время в Российской Федерации реализуются структурные реформы в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания. Система медицинского страхования населения также подвергается частым изменениям, и не всегда новеллы законодателя приводят к повышению качества оказываемых страховщиками и, собственно, медицинскими организациями услуг.
Медицинское страхование является основной формой реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Также медицинское страхование в России является одной из форм социальной защиты населения в области охраны здоровья, суть которой состоит в гарантировании оплаты услуг медицинского характера, полученных застрахованным лицом, за счет средств, аккумулированных страховщиком по определенному виду медицинского страхования – обязательного (ОМС) или добровольному (ДМС). Данные виды медицинского страхования по своей сути являются структурными элементами общей системы медицинского страхования. Законодатель предусмотрел возможность их полноценного сосуществования в рамках одной системы и взаимного влияния.
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в системе медицинского страхования.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие указанные общественные отношения.
Цель исследования состоит в изучении системы медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
рассмотреть понятие и принципы организации медицинского страхования;
охарактеризовать особенности правового регулирования медицинского страхования в РФ;
рассмотреть условия обязательного медицинского страхования;
изучить особенности добрповольного медицинского страхования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического, доктринального и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций и практики правоприменения.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также юридической литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.
Структура исследования определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа каждая, заключения, библиографического списка.
1 Социально-правовая природа системы медицинского страхования
1.1 Понятие и принципы организации медицинского страхования
Медицинское страхование – это совокупность видов страхования, которые предусматривают обязанность страховой компании по осуществлению частичной или полной компенсации расходов застрахованного, вызванных его обращением в организацию, предоставляющую медицинские услуги, которые включены в программу реализуемого страхового продукта в сфере медицинского страхования[1].
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне существует понятие только обязательного медицинского страхования.
Рассмотрим имеющиеся понятия и определения в действующем нормативно-правовом акте, которым является Федеральный закон от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[2]. В действующем федеральном законе отсутствует какое-либо упоминание о добровольном медицинском страховании, что объяснимо хотя бы уже названием рассматриваемого закона. Тем не менее, в ст. 3 ФЗ №326 обязательное медицинское страхование определяется как вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных рассматриваемым законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Необходимо отметить, что действующий закон предусматривает помимо субъектов в системе обязательного медицинского наличие участников обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов обязательного медицинского страхования в ст. 9 ФЗ №326 закреплены застрахованные лица, страхователи, а также Федеральный фонд.
Ст. 10 ФЗ №326 определяет застрахованных лиц следующим образом - это граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, направляемых для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств – членов ВТО), а также лица, признанные в установленном Федеральным законом «О беженцах» порядке беженцами и имеющие право на медицинскую помощь[3]:
1) работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие);
3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
5) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
6) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
7) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
8) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
9) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
10) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
11) иные не работающие по трудовому договору, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
В ст. 11 законодатель подразделяет страхователей как субъектов обязательного медицинского страхования для работающих граждан и неработающих граждан[4].
Так, для работающих граждан страхователями являются:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.
Страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что проблемой, рассматриваемой в данном аспекте, является то, что в законе установлен исчерпывающий перечень лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. Федеральный закон относит к данной категории только следующих лиц – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и арбитражных управляющих. Однако, собственно определений «лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой» либо «самозанятое лицо» законодатель не устанавливает.
Следующим рассматриваемым субъектом является Федеральный Фонд. Это особый субъект в системе обязательного медицинского страхования. По своей природе Федеральный фонд является страховщиком в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Однако, его организационно-правовая форма – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования (ст. 12 ФЗ №326)[5].
Первым видом участников в системе обязательного медицинского страхования ст. 13 рассматриваемого закона являются территориальные фонды, представляющие собой некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
[1] Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, С.И. Озоженко. – М.: Юнити–Дана, 2019. С. 79.
[2] Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ. // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
[3] Роик В.Д. Социальное страхование: теория и практика организации. – М.: Проспект, 2018. С. 165—166.
[4] Щербакова А.А. Институциональные аспекты инновационного развития здравоохранения // Проблемы развития территории. 2017. №4. С. 47-55.
[5] Леонтьев, О. В. Законодательство России о здравоохранении: учебное пособие. – K.: СпецЛит, 2018. С. 19-21.