Из всех средств массовой информации большая часть людей отдает предпочтение телевидению. Оно привлекательно для зрителей и потому престижно для будущих журналистов. Но весьма немаловажно дать оценку собственным способностям, потому что воплотить свое журналистское "я" на телевидении гораздо сложнее, чем на радио или в газете.
Телевизионный журналист – это в первую очередь корреспондент, работающий над созданием телерепортажей и программ как информационного, так и развлекательного характера, включая шоу, научно-популярные программы и т.д. Если в газете журналист работает самостоятельно над своими работами, то на телевидении ничего нельзя сделать в одиночку. Журналист неотделим от людей, без которых немыслимо сделать сюжет или программу на телевидении — в первую очередь режиссера, осветителя, звукорежиссера, оператора, видеоинженера, а также своего главного редактора.
Огромную популярность на телевидении имеют телеэфиры. Это доступная и быстро поданная картина происходящего (звуковая и зрительная). Работа в прямом эфире, позволяет использовать все возможности телевидения. Она весьма трудна и многогранна, и предполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире на примере телеканала «Мегаполис». (г.Нижневартовск).
Целью данной работы является выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного вещания на пример нижневартовской развлекательной передаче «Будильник шоу» и новостной передаче «Новости».
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- Раскрыть и дать определение понятию: «прямой эфир»;
- Рассмотреть основные жанры в телеэфире;
- Выявить характерные черты работы журналиста в прямом эфире как в теории , так и в практике;
- Проанализировать выпуски развлекательной передаче «Будильник шоу» и новостной передаче «Новости» на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире, обобщить результат.
Объектом данного исследования является работа телевизионного журналиста в прямом эфире.
Предметом исследования: выяление особенностей работы телевизионного журналиста в среде прямого эфира на примере нижневартовских СМИ в программах «Будильник шоу» (Мегаполис) и новостной передаче «Новости» (Мегаполис).
Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике; наблюдение; сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире. (Приложение 1)
В связи с вышесказанным, необходимо детальное изучение работы в прямом эфире с целью выявления специфики работы журналиста в телеэфире.
ПРЯМОЙ ЭФИР КАК АКТУАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ НА ТЕЛЕВЕДЕНИИ
1.1 Становление прямых эфиров на телевидении
Началом становления телевидения считают получение в 1907 году профессором Петербурского университета Борисом Розингом патента на «Способ электрической передачи изображения». Принципы, которые были заложены Розингом, легли в основу разработок в области электронного телевидения, которое в дальнейшем вытеснило механическое.
К концу 30-х годов 20-го века в СССР, США, Великобритании и Германии началось регулярное телевизионное вещание. Эфиры содержали новости, музыкальные передачи, документальные и художественные фильмы.
На заре развития телевидения прямые эфиры велись из студий, которые располагались в многоэтажных зданиях с большим количеством аппаратуры и обслуживающего персонала.
К первой прямой трансляции можно отнести Олимпийские игры 1936 года в Берлине. Были задействованы десятки телекамер, осуществлялась аэросъемка.
Благодаря такому способу передачи изображения появилась возможность создания замедленных повторов – важной части современных спортивных эфиров, и новшеству того времени. Люди охотнее шли в телестудии, чем на стадион, т.к. картинка на экране была более интересной, чем просмотр соревнований с трибун.
Еще одной масштабной телевизионной трансляцией был концерт в 1973 году – выступление Элвиса Пресли в столице Гавайев. Вещание велось на территории около 40-ка государств, и концерт посмотрело около полутора миллиардов зрителей.
На сегодняшний день телевидение с каждым разом все больше и больше уходит в онлайн режим. Каждый этап активного использования прямого эфира был обусловлен переходом на новый качественный уровень технического развития ТВ и сопровождается появлением новых способов отражения реальности на экране.
1.2 Понятие «прямой эфир». Жанры телевизионной информации в прямом эфире
В.П. Летуновский дает следующее понятие прямого эфира: «прямой
эфир на телевидении это заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-
значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного – шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое).
При работе журналиста в прямом эфире учитываются следующие телевизионные жанры:
- Жанры информационной публицистики.
- Жанры аналитической публицистики.
- Жанры художественной публицистики.
Чаще всего используют два жанра телевизионной информации в прямом эфире (жанры телевизионной публицистики и жанры аналитической публицистики). Рассмотрим подробнее каждый из них.
- Жанры информационной публицистики.
- Заметка
Краткое сообщение, в котором излагается какое-либо явление или факт, и ставится определенный вопрос. Это может быть, как устное сообщение, так и видеозаметка. Заметка содержит в себе небольшие подробности, комментарий, дополнительную информацию.
Основные признаки:
- Своевременность.
- Небольшое содержание.
- Вопросы, на которые нужно ответить в заметке (что, где, когда, почему).
- Оценка и вывод не нужны.
- Жесткая структура (заголовок, подзаголовок, лид, основной текст).
- Выступление (монолог в кадре)
Обращение журналиста к массовой аудитории. Основной задачей служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней. В студии может сопровождаться показом фотографий, кинокадров, фотографий. За пределами может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта.
Основные признаки:
- Сопровождается показом видеокадров, фотографий, других материалов.
- Тесный контакт со зрителем.
- Наглядность.
- Эффект эмоционально-логического воздействия.
- Интервью
Наиболее популярный жанр. Используется как способ получения информации с помощью общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов, которые помогают интервьюируемому раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.