- Право на деловую репутацию
- Правовая регламентация защиты деловой репутации
Глава 2. Порядок защиты деловой репутации
- Нарушение права на деловую репутацию
- Формы защиты деловой репутации
Начнем с рассмотрения административной формы защиты. С 1
Курсовая работа|Право
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2016 | Страниц: 31
Глава 2. Порядок защиты деловой репутации
Начнем с рассмотрения административной формы защиты. С 1
Как уже отмечалось ранее, вопрос о защите чести, достоинства и деловой репутации - это вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении и о возможности этими правами пользоваться. Конституция Российской Федерации, являясь нормативно-правовым актом, который обладает высшей юридической силой, закрепляет права и свободы человека и гражданина, которые присущи человеку от рождения и являются неотчуждаемыми[1]. Нашли в ней свое отражения честь, достоинство и деловая репутация. Другими словами, права на честь, достоинство и деловую репутацию являются неотчуждаемыми правами, гарантированными, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации. Теперь необходимо ответить на вопрос: «Что представляет собой право на деловую репутацию?».
В доктрине существует несколько теорий, которые касаются правовой природы права на деловую репутацию: теория законного интереса, теория субъективного права на деловую репутацию и иные теории.
Обратимся для начала к «теории законного интереса». Ее придерживались такие авторы как: Е.А. Крашениников, К.Б. Ярошенко, Д.М. Чечот, АК.П. Сергеев, которые считали, что положения законодательства не дают гражданам и организациям субъективных прав, а предоставляют лишь возможность применить ту или иную форму защиты своего законного интереса.
Сторонники «теории субъективного права на деловую репутацию» (М.М. Агарков, К.Н. Анненков, М.Н. Малеина, Т.А. Фаддеева, О.С. Иоффе) указывают на существование некого специфического объекта, а именно, воздержания от посягательства на деловую репутацию и самого нематериального блага – деловой репутации. Важнейшим аргументом в пользу этой теории указывается возникновение, вместе с правом требования особого поведения от других лиц, юридически обеспеченной возможности совершения собственных активных действий, в том числе по оценке деловой репутации и ее передачи по договорам. Авторы этой теории подчеркивают необходимость признания неприкосновенности репутации и полноценной реализации не только активных правомочий, но и права требования соблюдения этой неприкосновенности.
Согласно третьему подходу, субъективное право на деловую репутацию входит в содержание правоспособности (К.Ф. Егоров, О.С. Иоффе, А.В. Мицкевич). Авторы указывают, что право на деловую репутацию может рассматриваться как элемент правоспособности только в той мере, в которой совпадают основания их возникновения.
Что касается законодательства, то Гражданский кодекс в статье 2 указывает, что неотчуждаемые права человека защищаются гражданским законодательством. Другими словами, гражданское законодательство не предусматривает правовое регулирование конституционных прав, оно закрепляет гражданско-правовые механизмы защиты, к примеру опровержение сведений, которые порочат репутацию[2]. Эту позицию подтверждает Постановление Пленума ВС РФ, в котором сказано, что право на защиту деловой репутации – это конституционное право граждан, в то время как деловая репутация юридических лиц является условием их успешной деятельности[3]. В статье 150 ГК РФ перечисляются объекты, которые относятся к нематериальным благам, а именно: здоровье, жизнь, личная неприкосновенность, достоинство личности, свобода передвижения, неприкосновенность жилища, деловая репутация и иные, которые принадлежат от рождения или в силу закона[4]. А статья 152 ГК РФ указывает, что субъект имеет право требования судебной защиты своей деловой репутации, посредством опровержения тех сведений, которые порочат его деловую репутацию. Положения этой статьи распространяются в том числе и на защиту деловой репутации юридического лица[5].
Кроме того, право на деловую репутацию проанализировано в действующих в отношении России международных конвенциях (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), которые в совокупности с практикой Европейского суда по правам человека показывают, что право на деловую репутацию – это субъективное право. Таким образом, автор приходит к выводу, что право на деловую репутацию является субъективным правом.
Одной из отличительных черт права на деловую репутацию является субъектный состав. В пункте 11 статьи 152 ГК РФ установлено, что к защите деловой репутации юридического лица не применяются положения о компенсации морального вреда[6]. Таким образом, правом на деловую репутацию могут обладать как физические, так и юридические лица. Мы говорим о субъектах, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, поэтому важно отметить, что в первую очередь к ним относятся коммерческие организации. При анализе положения п.3 ст. 23 ГК РФ, вытекает вывод об аналогичности правовой природы деловой репутации индивидуальных предпринимателей деловой репутации коммерческих организаций. В связи с тем, что пункт 4 статьи 50 ГК РФ оставляет возможность некоммерческим организациям осуществлять приносящую доход деятельность, то получается они тоже имеют право на деловую репутацию.
Как уже было выяснено ранее, деловая репутация складывается процессе профессиональной деятельности субъекта, поэтому моментом возникновения права на деловую репутацию следует считать факт создания такого субъекта, а именно момент государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ. Соответственно, прекращаться такое право должно при ликвидации юридического лица с момента исключения записи о юридическом лице из ЕГРЮЛ.
Деловая репутация выступает объектом абсолютного гражданского правоотношения, содержание которого составляют абсолютное субъективное право на деловую репутацию и общерегулятивные обязанности, которые возложены на всех третьих лиц и заключаются в запрете препятствовать правообладателю в осуществлении своего права[7]. Другими словами, субъект наделен комплексом правомочий по осуществлению этого права.
Представляется разумным в качестве первого правомочия выделить на право на формирование собственной деловой репутации. С момента возникновения права на деловую репутацию субъект начинает формировать свою деловую репутацию посредством осуществления юридических и фактических действий. То есть, деловая репутация складывается в результате осуществления разных видов деятельности, в процессе которой происходит распространение положительной или отрицательной информации, посредством которой формируется мнение о субъекте.
[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 12.12.2016).
[2] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 04.09.2016).
[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"[Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 04.09.2016).
[4] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 04.09.2016).
[5] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 04.09.2016).
[6] Там же.
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!