Глава 1. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора
1.1 История института проверки судебных постановлений в порядке надзора и его значение
1.2 Понятие, место и значение надзорного производства
1.3 Субъекты надзорного производства. Порядок и сроки обращения в надзорную инстанцию.
Глава 2. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
2.1 Возбуждение производства в суде надзорной инстанции и его этапы
2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение постановления
2.3 Полномочия суда надзорной инстанции. Основания к отмене
(изменению) судебных постановлений в порядке надзора
Глава 1. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора
1.1 История института проверки судебных постановлений в порядке надзора и его значение
Стадия надзорного производства возникла и получила развитие в период СССР. В научной литературе сложились две основные точки зрения относительно момента его возникновения. Представители первой точки зрения считают, что первым органом, осуществлявшим проверку судебных актов в порядке надзора в России, был ВЦИК. Институт проверки судебных актов в порядке надзора с самого начала сложился таким образом, что судебный акт по существу сразу не проверялся, а прежде рассматривался уполномоченными должностными лицами, мнение которых и являлось основанием для проверки судебного акта по существу[1].
Сторонники второй точки зрения полагают, что идея создания в стране единого верховного судебного контроля была впервые законодательно выражена в Декрете о суде №2 от 7 марта 1918 г., однако реализована была Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1921 г., утвердившим Положение о высшем судебном контроле. Указанный Декрет от 10 марта 1921 г. «послужил основой для создания советского института пересмотра судебных решений и определений в порядке надзора»[2].
Обе точки зрения имеют право на существование, однако возбуждение проверки судебных актов в порядке надзора следует определять с момента осуществления такой проверки именно судебным органом, так как обязательным участником гражданского процесса является суд.
В результате коренной переработки нормативных правовых актов с освобождением их от устаревших и недействующих норм и разработкой ранее отсутствовавших норм, потребность в принятии которых продиктована практикой и временем, законодатель сохранил проверку вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора в гражданском судопроизводстве, подчеркнув тем самым ее значимость для нашей правовой системы. Такой подход законодателя, прежде всего, обусловлен закреплением в Конституции России функции судебного надзора за Верховным Судом Российской Федерации (ст. 126 Конституции РФ)[3].
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Стадия надзорного производства формировалось постепенно, это формирование произошло в результате взаимного влияния трех факторов[4]:
1.необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в законную силу, но существенно противоречат закону;
2.невозможность бесконечного обжалования решений, чем снижается их стабильность и затягивается исполнение;
3.необходимость вмешательства государства в частноправовые отношения.
Все это привело к становлению и развитию стадии надзорного производства, и соответственно осуществления контроля за принятыми решениями суда.
По ГПК РСФСР 1964 г. продолжившего советскую традицию развития стадии надзора в гражданском процессе, заинтересованные лица не имели юридической возможности влиять на возбуждение надзорного производства – таким полномочием обладали исключительно должностные лица прокуратуры и суда, поименованные в законе.
Надзорное производство вытекало не из права на судебную защиту, а из обязанности соответствующих должностных лиц наблюдать за законностью судебных решений. Сама возможность надзорного пересмотра объяснялась не интересами защиты субъективных прав и законных интересов, а интересами публичными.
После того, как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ), для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда[5].
Постановления толкуют нормы Конвенции и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для российской правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов – Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного.
В 2002 г. был принят в новой редакции ГПК РФ, предусматривающий ряд изменений в надзорном производстве. Главное направление – приведение производства в суде надзорной инстанции в гражданском процессе в соответствии с международными требованиями, предъявляемые к механизму судебной защиты, принципами гражданского процесса, с учетом исторического опыта.
В первую очередь, это выразилось в предоставлении заинтересованным лицам права на обращение в суд надзорной инстанции. ГПК РФ 2002 г. в регулировании надзорного производства исходит из принципиально иной концепции, именно из права на судебную защиту. В новом варианте ГПК РФ кассационное и надзорное производство – это две части бывшего единого целого – надзорного производства. Надзорное производство до 1 января 2012 г. осуществлялось в трех надзорных инстанциях: в президиуме суда субъекта Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Президиуме ВС РФ.
[1] Тасыбаева, Ж.З. Исторические аспекты надзорного производства в гражданском процессе [Текст] / Ж.З. Тасыбаева // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XX. – С. 142
[2] Балашова И.Н. Порядок возбуждения и рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции [Текст] / И.Н. Балашова. – Саратов: Саратовская гос. акад. Права, 2006. – С.6.
[3] Тасыбаева, Ж.З. Исторические аспекты надзорного производства в гражданском процессе [Текст] / Ж.З. Тасыбаева // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XX. – С. 143.
[4] Балашова И.Н. Порядок возбуждения и рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции [Текст] / И.Н. Балашова. – Саратов: Саратовская гос. акад. Права, 2006. –С.8.
[5] Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография [Текст] / Н.В. Ви-трук. – М.: Изд-во РАП, 2008. – С.72.