Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования прибыли
1.1. Экономическая сущность прибыли
1.2. Роль прибыли в деятельности предприятия
1.3. Методы планирования и прогнозирования прибыли
Глава 2. Исследование прибыли на предприятии ПАО «Газпром»
2.1. Краткая характеристика предприятия ПАО «Газпром»
2.2. Анализ состава и динамики показателей прибыли
2.3. Анализ показателей рентабельности
Глава 3. Прогнозирование прибыли организации и пути повышения рентабельности
3.1. Мероприятия по повышению прибыли организации
3.2. Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики
Заключение
Список используемых источников
Основной целью каждого коммерческого предприятия, осуществляющего свою деятельность, является получение прибыли. От роста прибыли предприятия зависит появление новых потенциальных возможностей для него, также прибыль влияет на уровень деловой активности. Именно по прибыли проводится определение доли доходов, которые получают учредители и собственники.
Кроме того, что прибыль, а точнее её получение представляет собой основную цель деятельности каждой коммерческой организации, она (прибыль) является одной из самых важных экономических категорий.
В условиях экономического кризиса и жесткой конкуренции, у коммерческих предприятий есть существенные резервы по увеличению прибыли от производства и реализации продукции. Экономические показатели, которые являются основой рыночного механизма, необходимы для оценки и планирования производственно-хозяйственной деятельности.
Актуальность и практическая значимость темы заключаются в том, что в современных условиях экономического развития субъектов хозяйствования, вопрос планирования и прогнозирования прибыли считается одним из ключевых во время осуществления хозяйственной деятельности.
Получение положительного финансового результата – прибыли – непременное условие и цель любого субъекта хозяйствования. Максимизация прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство.
Прибыль – это конечный результат деятельности любого предприятия, а соответственно убыток – это своеобразный антипод прибыли, и порядок его формирования ничем не отличается от положительного результата деятельности, то есть убыток также находится как разница доходов и расходов деятельности хозяйствующего субъекта, только результат будет иметь отрицательное значение.
Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налогов для обеспечения выполнения различных государственных программ.
Исходя из значения этого показателя, особое внимание следует уделить методам планирования и прогнозирования прибыли, целью которого является выявление резервов для его роста, необходимых для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Цель работы заключается в проведении анализа показателей прибыли и рентабельности, и на основании полученных результатов предложить пути увеличения прибыли на предприятии. Предметом исследования является прибыль предприятия. Объектом исследования предприятие ПАО «Газпром».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе будут решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты формирования прибыли предприятия (экономическая сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также методы прогнозирования прибыли);
- дана краткая характеристика предприятия ПАО «Газпром»;
- проведен анализ состава и динамики показателей прибыли ПАО «Газпром»;
- произведен анализ показателей рентабельности ПАО «Газпром»;
- предложены мероприятия по повышению прибыли организации ПАО «Газпром»;
- отражены ключевые моменты совершенствования управления прибылью в условиях рыночной.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
1.1 Экономическая сущность прибыли
Прибыль – это конечный результат деятельности любого предприятия, а соответственно убыток – это своеобразный антипод прибыли, и порядок его формирования ничем не отличается от положительного результата деятельности, то есть убыток также находится как разница доходов и расходов деятельности хозяйствующего субъекта, только результат будет иметь отрицательное значение [1].
Основа экономического развития любого коммерческого предприятия – прибыль, характеризующий эффективность его работы. Увеличение прибыли создает предпосылки для расширения деятельности работы предприятия, удовлетворения потребностей собственников и работников.[2]
В условиях рыночной экономики главную и характерную роль в системе экономических показателей играет прибыль предприятия.
Прибыль является основным объектом экономического анализа. Прибыль - это:
- основной защитный механизм от угрозы банкротства;
- главная цель предпринимательской деятельности;
- база экономического развития государства;
- важнейший источник удовлетворения социальных нужд общества;
- главный источник роста рыночной стоимости предприятия;
- критерии эффективности конкретной производственной деятельности;
- основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, которые обеспечивают развитие предприятия.
Как экономическая категория, прибыль представляет собой преобразованную форму добавочной стоимости. Согласно того, как на одном полюсе стоимость рабочей силы выступает в преобразованной форме заработной платы, так на противоположном полюсе добавочная стоимость выступает в преобразованной форме прибыли. Прибыль, и есть тоже самое, что и добавочная стоимость, но только в мистифицированной форме, которая, однако, неизбежно возникает из капиталистического способа производства.
Прибыль характеризует конечный результат деятельности предприятия. Ее получение является обязательным условием расширенного воспроизведения на предприятии, обеспечение его самофинансирования и укрепление конкурентоспособности на рынке.
Прибыль занимает важное положение в структуре экономики. Ее значимость определяется следующими функциями:
- Регуляция денежных потоков. Прибыль позволяет распределить средства по различным направлениям деятельности предприятия.
- Стимуляция деятельности организации. Мотивация предпринимателя получать большую прибыль способствует развитию фирмы и рациональной организации производства.
- Контроль работы компании. Прибыль представляет собой показатель, отражающий экономическую состоятельность организации.
Кроме того, наличие денежных средств в распоряжении компании позволяет рассматривать альтернативные способы вложения ресурсов. При наличии спроса на товар в конкретном секторе экономики организации будут конкурировать за возможность вложить прибыль в перспективную отрасль.
Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Подобная угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но, при иных равных условиях, предприятие успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.
1. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2016. – C. 9.
2. Билык Н.Д. Финансовый анализ: учеб. пособ. / М.Д. Билык, А.В. Павловская, Н.М. Притуляк [и др.]. – М.: Знание, 2015. – 592 с
3. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. Системный анализ в экономике и организации производства / С.А.Валуев, В.Н.Волкова, А.В. Игнатьева. – Л.: Политехника, 2016. – 320 с.
4. Гоян М.И. Потоки денежных средств как кругооборот денежных средств по формированию затрат и активов организации // Вестник государственного экономического университета. - 2014. - № 3. – С.15-19.
5. Захарова Н.Е., Юдаева Е.А., Шмайдюк Т.С. Пути увеличения прибыли на предприятии как элемент управления прибылью — Москва, 2015г. — С. 65-70.
6. Зубкова Т.А. Информационное обеспечение управления прибылью организации / Зубкова Т.А. – Курск: Центр фотокниг «ИП Бескровный А.В.», 2017. – 74 с.
7. Иванов В.В., Бушуева Н.В. Внешние источники финансирования российских предприятий: реалии и перспективы // Экономика, 2011. № 1. С. 44-51.
8. Кирилова Л.Н. Функции прибыли в системе управления прибылью — Москва, 2016г. — С.57-60.
9. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль //Экономист. — Новосибирск, 2015г. — С. 24-53.
10. Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИДАНА, 2012. 321 с.
11. Ковалева В.Д. Учетно-аналитические аспекты формирования и использования прибыли в условиях рыночной экономики / Ковалева В.Д. – Ставрополь: Губерния, 2017. – 94 с.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 560 с.
13. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы, №5 2011г. - С.15-18.
14. Любушин Н.П. Анализ деятельности фирмы: Учебник. — Москва, 2016г. — С.360-389.
15. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2017. – 536 с. 3.
16. Савчук В.П. Практическая энциклопедия. Финансовый менеджмент / В.П. Савчук. – М.: Максимум, 2016. – 884 с.
17. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика / Е.С. Стоянова. – М.: Перспектива, 2014. – 193 с.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ИП Экоперспектива, 2016.
19. Финансовый анализ: учеб. пособ. / М.Д. Билык, А.В. Павловская, Н.М. Притуляк [и др.]. – М.: Знание, 2015. – 592 с.
20. Финансы предприятий: учебник / под ред. проф. А.М. Поддергина. – 4-е изд., доп. и пераб. – М.: Юнити, 2017. – 571 с.
21. Шамхалов Ф.Г. Прибыль – основной показатель результатов деятельности фирмы//Финансы. — Москва,2016 — С.215-236.
22. Ширягина А.Е. Прибыль предприятия: исторический аспект / А.Е. Ширягина // Формирование рыночных отношений в России. – 2016. – №12. – С. 156– 159.
23. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: Инфра-М, 2016. – 208 с.
24. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru