Введение
1 Понятие и критерии достойного уровня жизни
1.1 Понятие и сущность достойного уровня жизни
1.2 Критерии достойного уровня жизни
2 Право на достойный уровень жизни и проблемы его реализации в современной России
2.1 Право на достойный уровень жизни как ориентир социальной политики
2.2 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в РФ
Заключение
Библиографический список
В разнообразных аспектах – в гуманитарном, политическом, экономическом – человеческая жизнь в современном мире признается высшей ценностью, является основным фактором и ресурсом для развития государства и общества, и потому имеет важнейшее значение. В связи с этим проблемы декларирования права человека на достойный уровень жизни, тем более в соотношении с реальной реализацией этого права, а также в особенностях его защиты со стороны государственных учреждений и общественных объединений, неизменно сохраняют актуальность как в Российской Федерации, так и в других государствах.
Немалое количество нормативно-правовых актов прямо направлены на защиту прав, свобод и интересов личности, или косвенно их подтверждают, однако только неукоснительное соблюдение и исполнение законов, создает и поддерживает реальные условия на достойный уровень жизни человека и гражданина.
Одним из важнейших показателей успешного функционирования системы государственного управления является уровень жизни населения в стране, под которым стоит понимать обеспеченность людей необходимыми благами и услугами.
Стоит заметить, что экономика страны имеет определяющее влияние на все сферы жизнедеятельности общества, однако немалое значение имеет и то, как внутри страны между различными социальными слоями распределяются те блага, которые экономика дает обществу. От дохода каждого индивида зависят материальные условия его жизни. Право людей на достойный жизненный уровень закреплено не только в большинстве конституций разных стран мира, но и в международных правовых актах.
Цель работы состоит в анализе понятия и законодательной регламентации права граждан на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения, выявлении наиболее важных проблем в данной сфере и разработке предложений по их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи данной работы:
1) изучить понятие и сущность достойного уровня жизни;
2) исследовать критерии достойного уровня жизни;
3) определить особенности права на достойный уровень жизни как ориентир социальной политики;
4) отметить проблемы реализации права на достойный уровень жизни в РФ.
Объект исследования – правовые аспекты отношений в сфере права граждан на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения.
Предметом исследования является действующее законодательство, а также нормативно–правовые акты, которые регулируют отношения в сфере права граждан на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения.
Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.
Нормативно-правовую основу настоящего исследования составляют Конституция Российской Федерации (далее по работе – Конституция РФ), действующие федеральные законы в сфере права граждан на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1 Понятие и критерии достойного уровня жизни
1.1 Понятие и сущность достойного уровня жизни
В современных кризисных условиях, особенно сейчас, наблюдается значительный рост цен и снижение уровня жизни большинства населения России. Наблюдается рост числа людей, уровень доходов которых находится ниже черты бедности. В соответствии со статьей 7 Конституции: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Проблема российских правовых актов заключается в том, что в них отсутствует официальная концепция «достойного уровня жизни». Важность данного исследования заключается в том, что в современных условиях снижения уровня жизни населения, по данным Росстата примерно на 23%, необходимо понимать все теги, которые входят в понятие «достойный уровень жизни». С этой целью мы изучили международные и отечественные правовые ресурсы, а также научные подходы к пониманию сложившейся проблемы. Чтобы раскрыть понятие «достойный уровень жизни», мы начали с пересмотра российских и международных правовых актов, где оно закреплено. Определение понятия «достойный уровень жизни» происходит в соответствии с нормами российского права и принципами международного права, поэтому начинать стоит с рассмотрения данной проблемы по результатам исследования из международных источников. Самая широкая концепция «достойного уровня жизни» изложена во Всеобщей декларации прав человека (1948 год). В соответствии со статьей 25 декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Эта узкая концепция изложена в пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), где статья 9 лишь предусматривает, что каждый человек имеет право на «социальное обеспечение, включая социальное страхование», при этом не следует указывать уровень социального обеспечения.
В большинстве международных источников права данный термин в контексте исследования существенно отличается по своему объему и содержанию, а не нормативный акт прямо устанавливает, какими должны быть качественные и количественные характеристики социального обеспечения государства. Так что даже в российском законодательстве нет официального определения понятия «достойный уровень жизни». Этот факт, на наш взгляд, является пробелом в российском законодательстве и создает массу проблем для исполнительной власти правительства. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 2 части 7 предусматривает, что заработная плата должна обеспечивать «достойное существование человека для него самого и его семьи». С 1 января 2020 года Правительство Российской Федерации установило минимальный размер оплаты труда, в размере 12130 рублей. Минимальный размер оплаты труда показывает, что государство, таким образом установило в соответствии с принципами трудовых прав, закрепленными в Трудовом кодексе РФ, ту черту, при которой человек и его семья будут обеспечены достойным существованием. Установленная сумма в современных условиях жизни не может обеспечить право человека на достойную жизнь. Необходимо также отметить, что каждый человек трактует понятие «достойный уровень жизни» со своей субъективной точки зрения, а это значит, что не может быть никаких официальных возражений со стороны российского правительства, в связи с отсутствием официального определения, которое бы вводило все признаки для этого понятия. Планка, установленная исполнительной властью, не соответствует современным условиям жизни в России в настоящее время практически невозможно, чтобы человек жил на минимальную заработную плату в России.