Введение
Глава 1. Понятие трудной жизненной ситуации, особенности и классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
1.1 Понятие и признаки трудной жизненной ситуации
1.2 Особенности и классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Глава 2. Проблемные вопросы социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
2.1 Проблемы социальной помощи и защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
2.2 Социально-педагогическая поддержка и помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Заключение
Список использованных источников
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации проживают более 28 миллионов детей. Как следует из отрытых источников Министерства просвещения Российской Федерации среди предоставленной статистики Росстатом большое количество лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 500 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 70 тысяч воспитываются в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальная часть воспитывается в приемных семьях.
В обществе сложился стереотип о том, что ребенок из семьи с трудной жизненной ситуацией, или просто ребенок в ТЖС, ведет безнравственный образ жизни, нарушает правовые нормы и нормы морали. Но трудная жизненная ситуация – это не обязательно неблагополучная семья; это совокупность сложившихся обстоятельств, с которыми лицо или семья не может справиться самостоятельно и вследствие чего нарушается устойчивая их жизнедеятельность. К ним относят: малообеспеченность, инвалидность (для семьи, если хоть один из членов семьи инвалид), отсутствие определенного местожительства, наличие только одного родителя и другие ситуации. А перечисленные следующие признаки: конфликты в семье, физическое и психологическое насилие, не соблюдение своих обязанностей, касающихся воспитания, обучения и содержания детей, являются социально опасным положением для ребенка. Социально опасное положение может быть не только для участников семьи, но и для людей, которые с ними контактируют. Трудная жизненная ситуация считается временной, так как человек сам может изменить свою ситуацию. Но дети, попадающие в такие условия, живут в этой опасной среде и не могут самостоятельно что-либо поменять, как минимум до 18 лет (совершеннолетия). Они подвергаются пагубному влиянию со стороны родителей, которое не всегда является образцовым, и сверстников, состоящих в недоброжелательных группах и взаимоотношениях, перенимают их поведение. Такие дети становятся жертвами неопределенности исхода собственного будущего, искривленного прямо или косвенно сложившимися обстоятельствами и подвергшегося умышленным (но зачастую неосознанным) изменениям со стороны самих детей. Дети из таких семей принимают и ставят за норму образ жизни своих родителей, а когда они попадают в социум, например детский сад или школу, то не могут смириться со сложившимися правилами в этом окружении. Не все сразу могут подстроиться под новые правила, которые им диктует общество, а некоторые на них, наоборот, отвечают агрессией.
В связи с этим проблема создания комплексной программы для успешной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, актуальна.
Цель исследования выявить пути и формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились: рассмотрение понятия трудной жизненной ситуации, особенностей и классификации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; анализ проблемных вопросов социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования особенностей несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Предмет исследования процесса помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины права социального обеспечения.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие трудной жизненной ситуации, особенности и классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
1.1 Понятие и признаки трудной жизненной ситуации
Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с различного рода жизненными ситуациями, на возникновение которых влияет ряд социальных и психологических факторов. Жизненные ситуации могут быть повседневными, легко переносимыми человеком любой возрастной категории и имеющие уже давно изученные пути решения. Однако научные исследования в современном мире доказывают наличие трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается большая часть нашего населения, и которые не являются мимолетными.
Итак, для начала рассмотрим общую характеристику трудной жизненной ситуации. Так что же понимается под понятием ситуация? Так, неопределенность в понимании вышеуказанного термина обосновывается возникновением многообразных точек зрения и подходов к его пониманию. Главная суть научных дискуссий, направленных на изучение понятия «ситуация» заключается в том, что этот термин объединяет в себе два основных житейских фактора: человек и социум. Пожалуй, это единственная мысль, с которой соглашаются исследователи различных подходов. По другим же аспектам дискуссии, мнения ученых расходятся. Каждая теоретическая концепция, направленная на раскрытие понятия «ситуация» имеет свою актуальность и особенность по отношению к современному миру. К. Левин высказывает мысль о том, что ситуация является частью объективной действительности, что свидетельствует о том, что на субъект, то есть на человека, оказывают влияние именно внешние условия среды. Данное предположение, выдвинутое К. Левиным, стала наиболее актуальной среди психологов современности. Х. Хекхаузен пишет, «поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него». Исследования ученого Т. Шибутани свидетельствуют о том, что ситуация, возникающая в жизни какого – либо человека, является для него настолько важной, насколько серьезно он воспримет это событие исходя их своих личностных особенностей. Таким образом, появляется субъективный подход к пониманию термина «ситуация», указывающий на то, что не только социум оказывает большое влияние на жизнедеятельность человека, но и личность человека в том числе, ведь с помощью характерологических особенностей, человек имеет своеобразное понимание этой ситуации. Также, существует и бинарный подход к пониманию термина ситуации, который свидетельствует о тесной взаимосвязи среды и личностных характеристик индивидуума. Представителем данной позиции является отечественный психолог Рягузов Е.В.
Нормативные правовые акты
1) Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Ген. ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. Ст. 21 // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №2. – Ст. 163.
3) Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Источник публикации http://www.pravo.gov.ru.
4) О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
Специальная научная и учебная литература
5) Гаевская Н.Б. Концепция социального государства // Аллея науки. – 2018. – № 1 (17). – Том 2. – С. 134 – 137.
6) Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 425 с.
7) Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России. – М.: Юркомпани, 2017. – 276 c.
8) Данилов А.В. Аспекты развития социально-экономической сферы в Российской федерации и их финансовое обеспечение // Научные достижения и открытия современной молодежи. – 2019. – С. 415 – 418.
9) Казимагомедова З.А. Совершенствование системы социального обеспечения в России // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. – 2018. – С. 217 – 220.
10) Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е.С. Кокшарова, Ю.Е. Ковбасюк // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 225 – 227.
11) Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) / М.И. Лепихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 169 с.
12) Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 135 с.
13) Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения / А.Н. Савинов. – М.: ИНФРА-М, 2018. –132 с.
14) Суханова Е.А. Социально ориентированная экономика России: вектор развития // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 45. – С. 28 – 31.
15) Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения. – М.: Феникс, 2017. – 352 c.
16) Шахрай, С. М. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / С. М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 710 с.