В настоящее время коррупцию признали не только национальной, но и транснациональной проблемой. Она проникла не только в государственный механизм многих государств, но в международные организации. Транснациональные организованные преступные группировки используют подкуп должностных лиц как средство достижения своих целей. При помощи коррумпированных связей организовывают поставки наркотиков и оружия, совершаются террористические акты, расхищается государственное имущество, осуществляется незаконная приватизация, создаются благоприятные условия для функционирования избранных фирм, осуществляется финансирование террористических преступных группировок и так далее.
Коррупция способствует нелегальной эмиграции, работорговле, поставке дешевой рабочей силы, с ее помощью происходит отмывание (легализация) денег и иного имущества полученного преступным путем. Такие составляющие как поставка оружия, наркотиков, террористические акты, работорговля, в том числе и спряженная с проституцией, показывают, что она угрожает не только национальной безопасности, но и представляет угрозу для мирового правопорядка в целом.
Если рассматривать коррупцию как угрозу национальной безопасности, то она очевидна, ведь коррупционер - это государственный служащий, чиновник, который является олицетворением государства. При этом, являясь «винтиком» государственного механизма, чиновник заставляет работать государственный механизм не в целях реализации возложенных на государство функций, а в своих личных или клановых интересах. Таким образом, коррупция «разъедает» государственный механизм. На первый взгляд, может показаться, что он функционирует, но функционирует не в том направлении, не в интересах общества и даже не в интересах государства, а в интересах «заказчика». Под заказчиком в данном случае мы понимаем покупателя государственных услуг. Ведь чиновник превращается в обычного «продавца», по типу гражданско-правовых отношений. Только покупателем здесь выступают члены организованных преступных группировок, бизнес- структуры, олигархи и так далее. И чем больше становится таких чиновников, тем увеличивается количество государственных органов, функционирующих не в заданном направлении. И может наступить такой предел, когда весь государственный механизм начнет работать на определенные кланы, тогда можно утверждать о полностью коррумпированном государстве. Естественно при таких условиях не может идти речи о подлинной демократии, правовом государстве и гражданском обществе. В таких условиях их построение в принципе не возможно.
Коррупция - это проблема системная и другая ее опасность заключается в том, что граждане теряют доверие к государству, его органам, чиновникам, а их сознание с течением времени становится коррупционным (понимание того, что все можно купить), в результате чего снижается их позитивная социально-правовая активность, а общество поражает маргинальность и конформизм. Кроме того, Россия занимает лидирующие строки в рейтингах мировой коррупции (выше нас только африканские страны и страны Южной Америки), что в свою очередь подрывает авторитет нашей страны на международной арене.
Коррупционные правонарушения - это средства коррупции. Причем одно из основных средств, так как именно посредством совершения коррупционных правонарушений возможно существование такого явления как коррупция. Поэтому совершенствование составов коррупционной направленности является одним из методов борьбы и предупреждения коррупции.
Целью исследования является анализ понятия коррупции на современном этапе развития и методов борьбы с данным явлением.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач:
- Проанализировать и уточнить понятие коррупции;
- Рассмотреть классификацию коррупционных правонарушений;
- Исследовать особенности коррупции и противодействия ейв современной России;
- Разработать рекомендации, направленные на совершенствование методов борьбы в области коррупционных правонарушений.
Объектом исследования выступают коррупционные проявления в органах государственной и муниципальной власти.
Предметом исследования являются методы и технологии противодействия коррупции в органах государственной и муниципальной власти.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области теории государства и права, уголовного права, административного права, а именно: Л.Д. Гаухмана, А.Ф, Галузина, А.А. Гогина, В.Г. Гриб, Н.Г. Деменкова, Н.Н. Вопленко, А.В. Малько, А.В. Миротина, В.Г. Клейнер, Д.А. Липинского, П.Н. Панченко, Я.М. Развина, С.Е. Чанова, Е.В. Черепанова, А.А. Фомина, и других
В качестве эмпирической базы выступили Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты. Анализировалась практика применения правовых норм, закрепляющих составы коррупционных правонарушений.
- Общая характеристика коррупции и методов противодействия ейв органах государственной и муниципальной власти
1.1. Сущность и понятие коррупции в органах государственной и муниципальной власти
Понятие «коррупция» происходит от латинского «corruption» - подкуп, что означает «разрушение» или «нарушение», и сложилось из сочетания латинских слов «corei» - «несколько участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора» и «rumpere» - «нарушить что-либо», в частности, рассматривается нарушение индивидами сложившихся этических норм для получения выгоды.
Помимо этих значений у термина есть и ряд других: совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить. Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) той или иной социальной системы, прежде всего системы государственной власти.
В сфере экономики уровень коррупции в России сопоставим с бюджетом государства и оценивается в 240 млрд. долларов ежегодно. Таким образом, коррупция негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат.
К сожалению, сегодня коррупции подвержены практически все жизненно важные сферы деятельности государства: жилищно-коммунальная, правоохранительная, налоговая, таможенная, судебная сферы, здравоохранение и образование.
На сегодняшний день, несмотря на актуальность проблемы и значительное количество опубликованных по данной теме научных трудов, научно-популярных и публицистических произведений, единого, общепризнанного определения коррупции среди ученых и практиков не выработано.
Например, профессором А. И. Долговой она определяется как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей». В подкупе одних лиц другими усматривает коррупцию профессор Н. Ф. Кузнецова, которая отмечает, что коррупция охватывает три поведенческие подсистемы: криминальную, правонарушительную и аморальную. Первая охватывает два вида терминологически и содержательно различающихся подкупов, а именно взяточничество и подкуп.
В. А. Шабалин ввел в оборот термин «государственная коррупция», которую он определяет как нелегитимное или в большей части незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, в том числе для личного обогащения. В связи с этим механизм коррупции представляет собой неофициальный бесконтрольный обмен ресурсами между властными органами и другими структурами общества, среди которых, прежде всего, выделяются структуры, связанные с бизнесом.
Существуют иные точки зрения относительно понятия и содержания коррупции, которые сложились под влиянием специалистов-практиков. Под коррупцией они подразумевают связь должностных лиц с организованным преступным сообществом из корыстных побуждений либо вообще подкуп служащих государственного аппарата извне. Это приводит в действительности к стремлению пресечь лишь одну разновидность коррупции - взяточничество. Сторонник данной позиции А. Н. Волобуев утверждал, что понятие «коррупция» не является синонимом понятия «взяточничество», и даже предлагал выделить специальный состав, предусматривающий самую строгую ответственность должностных лиц за установление контактов с организованным преступным сообществом в корыстных целях, то есть за коррупцию. Такая позиция не нашла дальнейшей поддержки в юридической литературе.
Как отмечает профессор Н. А. Лопашенко «в основном коррупция состоит из совокупности коррупционных преступлений, которые зачастую, если не в подавляющем большинстве случаев, определены экономическими причинами и носят экономический характер. К коррупционным преступлениям традиционно относят некоторые преступления в сфере экономики (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях и отдельные посягательства на экономическую деятельность) и должностные преступления (должностное злоупотребление и взяточничество, прежде всего)».
По мнению Н. А. Лопашенко, коррупционные преступления, характеризуются следующими обязательными признаками:
- они всегда представляют собой сделку между должностным или служащим лицом и лицом, заинтересованным в определенном поведении первых лиц;
- эта сделка носит обоюдно возмездный характер - выигрывают обе стороны, однако возмездность здесь далеко не всегда является материальной;
- эта сделка заведомо незаконна. Она противоречит позитивному федеральному законодательству, например, законодательству о государственной или муниципальной службе, и уголовному законодательству, запрещающему под страхом наказания определенное поведение.
При разработке понятийного аппарата российские ученые часто обращаются к нормам международного права.
Следует обратить внимание на значительный вклад в дело противодействия коррупции мирового сообщества. Только за два последних десятилетия под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) приняты: резолюция ЭКОСОС (Экономический и социальный Совет ООН) по борьбе с коррупцией (1995 г.); Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (1996 г.); Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (1997 г.); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и др. Не меньшая работа проведена Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией Американских государств (ОАГ), Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) и некоторыми другими. В этих документах предприняты попытки дать обобщенное определение коррупции.
Одно из самых известных определений, часто используемое в работах отечественных авторов, содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. Согласно данному документу: «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях». Практически идентично с ним определение Всемирного Банка: «коррупция - злоупотребление государственной властью ради личной выгоды». В настоящее время эти определения, несмотря на их некоторую универсальность, все же представляются несколько ограниченными. Более развернутое определение разработано в 1995 году междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других».
Это определение более полно раскрывает суть данного явления. Во-первых, в категорию субъектов коррупции помимо государственных должностных лиц или лиц, которым поручено исполнение их обязанностей, включены сотрудники частного сектора. Во-вторых, целью коррупции, наряду с личным получением выгод, называется приобретение выгод в интересах других. Однако следует заметить, что оно не учитывает структуры органов управления в российском государстве, исключая из нее муниципальное управление, игнорируя наличие казенных предприятий и, как следствие, преступления в данной сфере.