Введение
Глава 1. Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов РФ
1.1 Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России
1.2 Роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования
Глава 2. Анализ функционирования негосударственных пенсионных фондов за 2014-2016 гг.
2.1 Статистический анализ деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению
2.2 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
Заключение
Список использованной литературы
Негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФы) в России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Пенсионные активы по этим двум видам деятельности представлены пенсионными резервами и пенсионными накоплениями соответственно. В последние годы все большую популярность приобретают термины «накопления», «накопительная пенсия», «заморозка пенсионных накоплений». Все это связано, отчасти, в проводимой государством пенсионной реформой и радикальными мерами по изъятию пенсионных активов у НПФов и частных управляющих компаний в связи с дефицитом федерального бюджета. Однако доля пенсионных резервов в структуре пенсионных активов традиционного ниже, чем доля пенсионных накоплений, что свидетельствует о низкой заинтересованности граждан в добровольном инвестировании в будущую пенсию в России.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды (НПФ) имеют достаточно высокую социальную значимость. С каждым годом и больше граждан страны вносят свои деньги именно в них для получения накопительной части своей пенсии по достижении пенсионного возраста. Но, несмотря на это, система негосударственного пенсионного страхования в России пока еще недостаточно эффективна, так как о негосударственном обеспечение граждане страны недостаточно осведомлены.
С момента начала формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц. Постепенный переход от строгой ограничительной политики в области размещения пенсионных средств к правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск- менеджмента в фондах и управляющих компаниях, а также выстраивание более четких взаимоотношений с управляющими компаниями должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес- процессов НПФ в целях укрепления их надежности и повышения эффективности
Цель работы заключается в исследовании деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ.
В соответствии с заявленной целью в работе поставлены и будут решены следующие задачи:
- определение правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов РФ;
- проведение анализа функционирования негосударственных пенсионных фондов за 2014-2016 гг.
Глава 1. Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов РФ
1.1 Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России
Пенсионное обеспечение выступает важным институтом социальных гарантий государства. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. Пенсионная система является частью финансовой системы и отражает особенности национальной политики государств.
На современном этапе в Конституциях большинства стран обозначена социальная функция государства. Она выражается, в том числе, в необходимости материальной защиты населения страны от различных социальных рисков. В связи с этим в экономических отношениях выделяется особая категория – социальное обеспечение, в состав которого входит пенсионное обеспечение.
По мнению Н.Ю. Борисенко, «пенсионное обеспечение как экономическая категория подставляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения денежной стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства с целью формирования денежных средств для материальной защиты населения от социального риска утраты трудового или другого постоянного дохода для работающих, для нетрудоспособных членов семьи и прочих категорий трудящихся»[1].
Пенсионное обеспечение обеспечивает выполнение двух основных функций: социальной и экономической. Первая функция предоставляет социальные гарантии гражданам в соответствии с принципом социальной справедливости. Вторая – связывает размер пенсии и вклад работника в процессе трудовой деятельности. Важно отметить, что обе функции в совокупности представляют единство для определения сущности пенсионного обеспечения, и в то же время противопоставляются друг другу, так как имеют противоположные цели. А.С. Волкова[2] выделяет также воспроизводственную, переспределительную, стимулирующую, политическую, регулирующую и статусную функции пенсионной системы.
Существуют различные классификации видов и форм системы пенсионного обеспечения:
- По форме собственности пенсионных средств:
− Государственное пенсионное обеспечение;
− Негосударственное (частное) пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное обеспечение по уровню возмещения дохода после выхода на пенсию классифицируется на:
− Государственное пенсионное обеспечение с высокой степенью возмещения дохода (размер пенсии больше 50% заработка, к такому виду пенсионного обеспечения относятся Германия, Австрия, Испания, Италия, Франция, Финляндия, Швеция, Швейцария и др.);
− Государственное пенсионное обеспечение со сред
ней степенью возмещения дохода (размер пенсии приблизительно равен 50% заработка, к такому типу пенсионного обеспечения относятся Великобритания, Япония, Норвегия, Нидерланды, США, Новая Зеландия и др.);
− Государственное пенсионное обеспечение с низкой степенью возмещения дохода (размер пенсии менее 50% заработка, к такому виду относятся Австралия, Канада, Ирландия и др.)[3].
Негосударственное пенсионное обеспечение создает дополнительную социальную защиту населения. Степень его развития во многом зависит от условий функционирования и способности удовлетворять общественные интересы системы государственного пенсионного обеспечения. Так, например, в Германии, Испании преобладает государственное пенсионное обеспечение, а в Великобритании, Японии и США – частное. Существуют и страны, где одинаково развиты оба вида пенсионного обеспечения (Нидерланды, Швеция).
- По форме образования средств для финансирования пенсионных выплат:
− Обязательное пенсионное обеспечение (гарант государственного социального обеспечения, регулируется законодательством, осуществляется преимущественно через государственные организации);
− Добровольное пенсионное обеспечение (дополняет систему обязательного пенсионного обеспечения, регулируется законодательством, осуществляется преимущественно через негосударственный сектор).
- По масштабу распространения:
− Общенациональное пенсионное обеспечение;
− Профессиональное пенсионное обеспечение;
− Территориальное пенсионное обеспечение;
− Индивидуальное (личное) пенсионное обеспечение.
Общенациональное пенсионное обеспечение предназначено для всего населения страны. Исторически оно развивалось как государственное. Впервые такая система была создана в 1889 году в Германии О. Бисмарком. При такой системе пенсия составляла около 15-20% зарплаты, а ее основная цель – борьба с бедностью. Данная пенсионная система распространилась на страны Европы, а также США и Японию[4].
Профессиональное пенсионное обеспечение может быть обязательным в соответствии с законодательством, или добровольным в соответствии с индивидуальными соглашениями и договорами между работниками и профсоюзами. Профессиональное пенсионное обеспечение развивалось как негосударственное. Однако в XX веке в Швеции, например, этот институт трансформировался в обязательный. Сегодня около трети граждан развитых стран мира охвачены профессиональными пенсионными системами, в то же время доля профессиональных пенсионных фондов колеблется от 95% ВВП в Великобритании до 5% ВВП во Франции[5].
[1] Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение : учебник / Н. Ю. Борисенко. – М. : Дашков и К, 2015. – С. 15.
[2] Волкова А. С. Оценка функций пенсионной системы в РФ : теоретические аспекты : автореф. дис. ... канд. эк. наук / А. С. Волкова. – Омск, 2014. – С. 15.
[3] Коньков К.А. Правоспособность негосударственного пенсионного фонда // Социальное и пенсионное право. №3 – 2014. – С. 6-13.
[4] Коньков К.А. Правоспособность негосударственного пенсионного фонда // Социальное и пенсионное право. №3 – 2014. – С. 6-13.
[5] Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учебник / Н. Ю. Борисенко. – М. : Дашков и К, 2015. – С. 22.