Актуальность исследования обусловлена тем, что современное общество во всех странах мира нуждается в обеспечении безопасности участников дорожного движения. Безопасность дорожного движения стала серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение.
Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в данной области. Постоянно проводимые открытые совещания государственных органов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения в целом, а также по вопросам взаимодействия государственных органов, и различных должностных лиц, в рассматриваемой области. Правительство пытается учитывать ряд проблемных факторов, приводящих к особой доле аварийности на дорогах общего пользования, среднему качеству подготовки водителей в автошколах, ну и конечно же далеко не самой высокой эффективности принимаемых мер административного воздействия наказания на лиц, совершающих правонарушения в рассматриваемой сфере деятельности. В частности, естественно можно выделить активное обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах», процесс совершенствования действующего законодательства свидетельствуют о том, что интерес к изучению настоящей проблемы далеко не исчерпан.
Предмет исследования: принципы и направления государственно-правового регулирования в сфере обеспечения правил безопасности дорожного движения.
Объект исследования: безопасность дорожного движения.
Целью данного исследования является исследование основных принципов и направлений государственно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения в РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Раскрыть сущность понятия «безопасность дорожного движения» обосновать необходимость его совершенствования.
- Исследовать особенности государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.
- Проанализировать принципы и направления государственно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения в РФ.
Методы исследования: теоретический, статистический, сравнительный, логический, анализ документов.
Структурно данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.
- Сущность понятия «безопасность дорожного движения»
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий[1].
Различают активные и пассивные меры обеспечения безопасности. Активные меры помогают предотвратить аварии, а пассивные меры направлены на уменьшение последствий аварий.
К активным мерам относят:
- Разумное расположение объектов дорожной сети;
- Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии;
- Совершенствование организации движения;
- Правила дорожного движения;
- Контроль над соблюдением правил дорожного движения;
- Обязательное прохождение государственного техосмотра.
К пассивным мерам относят:
- Совершенствование технических средств, транспортных средств и средств индивидуальной защиты:
- обустройство автомобиля наибольшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел;
- повышение жёсткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.
- Использование приспособлений для защиты пешеходов[2].
Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью и жизни людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолётов, поездов, и т. д.).
На вероятность аварий и тяжесть от их последствий влияют конструкции дорог. На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность тяжёлых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезде на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует отметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах обычно невелика.
Оборудование перекрёстков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.
Также подробно описывают условия безопасного движения Правила дорожного движения (далее – ПДД). Много внимания уделяется ограничению скорости[3].
Общественные отношения между участниками дорожного движения определяются прежде всего характером выполняемой ими работы - принятием и реализацией решений о режимах движения (скорость, направление). Ввиду того, что для участников дорожного движения характерна очень высокая степень неопределенности, которая может привести к конфликтам по поводу использования площади улично-дорожной сети, а иногда и к ситуациям, переходящим в неуправляемое движение транспортных средств, вероятность принятия оптимального решения зависит от полноты, точности, своевременности используемой для этого информации.
В. И. Майоров считает, что: «административное воздействие на участников дорожного движения осуществляется, во-первых, системой специальной информации, которая информирует о последующих условиях движения, во-вторых, регламентацией их решений в различных ситуациях путем специальных предписаний на позитивное обязывание или запрет действий. В этих условиях все более очевидной становится необходимость совершенствования правоохранительной системы, основу которой составляют охранительные правовые нормы, в которых регламентируется система мер административного принуждения. Из вышеизложенного следует, что обеспечение безопасности участников дорожного движения в административно-правовом выражении должно представлять собой комплекс мер, направленных на реализацию норм, регламентирующих порядок возникновения, развития и охраны образующих его общественных отношений»[4].
Однако, с нашей точки зрения действующее определение понятия «безопасность дорожного движения» не в полной мере отражает многообразие общественных отношений. Считаем, что под безопасностью в сфере дорожного движения понимается специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников до рожного движения, об еспечения степени и качества их за щищенности от до рожно-транспортных про исшествий и не гативных по следствий эксплуатации авто транспорта при осуществлен ии об щественно не обходимого об ъема пер емещения людей, пре дметов их труд а.
Ежедневно мы все являемся уча стниками до рожного движения, вы ступая в качестве пешехода, пассажира или во дителя.
Пешеходом в со ответствии с Правилами до рожного движения на зывается человек, на ходящийся вне транс портного сред ства на до роге и не про изводящий на не й раб оту. К пешеходам так же при равниваются лиц а, пер едвигающиеся в инвалид ных колясках без двигателя, вед ущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, де тскую или инвалид ную коляску[5].
Пешеходы (независимо от на личия или от сутствия у них во дительского удостоверения) об язаны знать и со блюдать от носящиеся к ним требования Правил до рожного движения, сигналов светофоров, до рожных знаков и раз метки, а так же вы полнять рас поряжения ре гулировщиков.
И во дителям, и пешеходам не обходимо со блюдать осн овные прав ила, при кот орых рис к до рожно-транспортных про исшествий уме ньшится:
- пешеходы до лжны двигаться по тротуарам или пешеходным до рожкам, а при их от сутствии — по об очинам;
- при движении по об очинам или краю про езжей час ти в тем ное врем я суток или в усл овиях не достаточной вид имости пешеходам ре комендуется им еть при себе пре дметы со светоотражающими элемент ами и об еспечивать вид имость этих пре дметов во дителями транс портных сред ств;
- пешеходы до лжны пер есекать про езжую час ть по пешеходным пер еходам, а при их от сутствии — на пер екрестках по линии тротуаров или об очин;
- на не регулируемых пешеходных пер еходах пешеходы могут вы ходить на про езжую час ть по сле того, как оценят рас стояние до при ближающихся транс портных сред ств, их скорость и убедятся, что пер еход буд ет для них без опасен[6].
Таким об разом, без опасность до рожного движения – спец ифическое со стояние упорядоченных в ре зультате норм отворчества и прав ореализации об щественных от ношений с целью ис ключения ре альных и по тенциальных угроз для уча стников до рожного движения, об еспечения степени и качества их за щищенности от до рожно-транспортных про исшествий и не гативных по следствий эксплуатации авто транспорта при осуществлен ии об щественно не обходимого об ъема пер емещения людей, пре дметов их труд а.