Введение
Глава 1. Теоретико–методологические основы управления себестоимостью продукции организации
1.1 Понятие себестоимости продукта и составляющие ее элементы
1.2 Классификация и методы калькулирования затрат, формирующих себестоимость продукции
Глава 2.Анализ себестоимости и затрат производства продукции АО «Хлеб»
2.1.Анализ экономических показателей АО «Хлеб»
2.2.Анализ структуры и динамика себестоимости и затрат продукции АО «Хлеб»
Глава 3.Направления снижения себестоимости и затрат продукции АО «Хлеб»
3.1.Направления снижения себестоимости предприятия
3.2.Оценка эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Основным мотивом деятельности подавляющего большинства компаний в рыночных условиях является максимизация прибыли. Этот показатель будет тем лучше, чем более конкурентоспособен продукт организации на рынке. Известно, что конкуренция растет с процессом насыщения рынка, это вынуждает каждого участника рынка бороться за свои позиции. Тот, кто имеет более высокое качество и более низкие цены на продукцию, победит в конкурентной борьбе. Учитывая важность этих двух основных факторов, правомерно сделать вывод, что ключом к улучшению этих факторов является себестоимость.
Актуальность исследования. Себестоимость продукции является своеобразным индикатором положения дел на предприятии, таким образом, если у конкурентов себестоимость похожего или аналогичного товара меньше, то следовательно, процессы производства и сбыта предприятия организованы нерационально и требуют корректировок и доработок.
Производственные затраты являются индикатором состояния компании, поэтому, если затраты на аналогичные товары конкурентов ниже, это означает, что производство и сбыт в нашей компании организованы нерационально и требуют корректировки и улучшения.
В соответствии с развитием конкуренции и свободного ценообразования значение такого фактора как себестоимость будет усиливаться, поскольку перед каждой организацией стоит цель увеличения прибыли от продаж продукции.
Данного эффекта можно достичь тремя способами:
– за счет повышения реализационных цен;
– увеличением объема продаж;
– за счет снижения себестоимости продукта.
Должны заметить, что наращивание объема производства и продаж ограничены конъюнктурой рынка. В связи с этим, единственным оптимальным решением данной задачи является снижение себестоимости продукции, что актуализирует тему данной выпускной квалификационной работы – управление себестоимостью продукции предприятия.
Целью курсовой работы является исследование эффективности управления себестоимостью продукции на предприятии и разработка рекомендаций по усовершенствованию и оптимизации данного процесса.
Задачами работы являются:
– определить понятие себестоимости продукта и рассмотреть составляющие ее элементы;
– рассмотреть классификацию и методы калькулирования затрат, формирующих себестоимость продукции;
– провести анализ показателей эффективности системы управления себестоимостью продукции на АО «Хлеб»;
– осуществить разработку предложений по совершенствованию системы управления себестоимостью продукции на АО «Хлеб».
Объектом исследования является АО «Хлеб». В качестве предмета исследования выступает система управления себестоимостью продукции на предприятии.
В работе были использованы такие методы, как анализ и синтез, графическое и табличное представление данных, балансовый и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретико–методологические основы управления себестоимостью продукции организации
1.1 Понятие себестоимости продукта и составляющие ее элементы
Базой для формирования себестоимости продукции являются расходы предприятия по основным видам деятельности.
Себестоимость продукции представляет собой совокупность затрат в денежном выражении, связанных с производством и реализацией продукции.
В себестоимости отражено во сколько предприятию обходится производство и продажа продукции [12, c. 56]. Существует плановая и фактическая (отчетная) себестоимость продукции [20, c. 87].
Плановая себестоимость включает в себя только необходимые предприятию затраты. При этом учитывается текущий уровень организации и технического оснащения производства. Основу расчетов составляют плановые нормы расхода материалов, затрат труда и использования оборудования.
В отчетную себестоимость продукции входят по факту произведенные предприятием расходы на производство и реализацию продукции. Сюда также включены потери от брака.
Следовательно, себестоимость продукции можно рассматривать как стоимостную оценку всех ресурсов, использованных в ходе производства продукции, и более того, туда включены затраты, на реализацию продукции.
Затраты, которые могут быть включены в себестоимость, помимо состава, как правило, имеют различия исходя из назначения в производственном процессе. Таким образом, одни затраты имеют прямое отношение к производству, другие связаны с обслуживанием и управлением производством, а третьи, косвенно относятся к производственному процессу и включены в себестоимость в соответствии с законодательством, к примеру, отчисления на социальные нужды и другие.
В соответствии с последовательностью формирования делают различие между технологической (операционной), цеховой, производственной и полной себестоимостями.
Технологическая себестоимость может быть использована с целью экономической оценки опций современного оборудования и отбора лучших по критерию эффективности. Сюда включается перечень затрат, связанных напрямую с осуществлением операций над конкретным изделием.
Цеховая себестоимость обладает более широким диапазоном затрат: помимо технологических затрат, сюда входя управленческие расходы, связанные с организацией работы цеха.
Производственная себестоимость является совокупностью производственных затрат всех цехов, участвующих в производстве продукции, и расходы, связанные с руководством предприятием.
Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов [22, c. 30].
Разделение видов себестоимости на индивидуальную и среднюю по отрасли делает возможным создание основы определения оптовых цен.
Индивидуальная себестоимость это совокупность затрат на производство и реализацию продукции отдельного предприятия. Себестоимость, характеризующая производственные затраты на изготовление конкретного вида продукции в среди одинаковых отраслевых предприятий называется среднеотраслевой.
По экономической сущности затраты могут подразделяться на расходы по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Различают следующие экономические элементы:
– материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
– амортизация основных фондов;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– прочие затраты.
Материальные затраты включают в себя:
– стоимость закупаемого сырья;
– стоимость покупных материалов;
– стоимость затрат на все виды топлива, приобретаемые со стороны, расходуемые на отопление зданий, производство всех видов энергии, технологические цели, транспорт;
– стоимость затрат на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделий;
– стоимость производственных услуг и работ, выплачиваемая сторонним организациям;
– стоимость природного сырья;
– стоимость затрат на покупную энергию всех видов, расходуемую на различные нужды организации.
Затраты на материальные ресурсы, учитываемые в себестоимости продукции, не включают стоимость реализуемых отходов. Отходами являются остатки сырья, полуфабрикатов, материалов и другие виды материальных ресурсов, возникшие в процессе создания продукции и утратившие частично или полностью потребительские качества исходного ресурса. Реализация отходов, исходя из их применения, осуществляется по полной или сниженной расценке материального ресурса.
В затраты на оплату труда включаются расходы на зарплату, компенсирующие выплаты, премии и стимулирующие выплаты для основных производственных рабочих.
Отчисления на социальные нужды включают взносы социального страхования, отчисления в пенсионный фонд и фонд занятости, а также включает медицинское страхование.
Амортизация основных фондов состоит из отчислений, направленных на восстановление основных производственных фондов.
Прочие затраты формируются из отчислений во внебюджетные фонды, налогов и сборов, кредитных платежей, а также затрат по подготовке кадров, командировочных затрат, включая расходы на обязательное страхование имущества и т.д.