ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятийный аппарат организационной структуры управления предприятием
1.2 Типология организационной структуры управления предприятием в рамках газораспределительных сферы деятельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПАО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖНИЙ НОВГОРОД»
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПАО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖНИЙ НОВГОРОД»
3.1 Характеристика мероприятий по совершенствованию организационной структуры ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях под воздействием внешней среды, способствующей появлению новых методов и приемов в управлении, а также ее участников, предприятиям для решения новых проблем следует при необходимости применять и адаптировать конкретную систему управления в результате изменяющихся тенденций. Но часто предприятия не могут эффективно реализовывать стоящие перед ними задачи, в силу допущенных ошибок на этапе формирования связей и отношений между управляющей и управляемой системой. Предприятие и организационная структура управления не будут отвечать требованиям системы без систематического анализа ситуации и проведения в дальнейшем соответствующих мероприятий по устранению противоречий. Совершенствование организационной структуры управления предприятием порождает интенсификацию процессов и рост производительности труда. Так, организационная структура и необходимость ее совершенствования являются важнейшей составляющей эффективного функционирования предприятия.
Объект исследования - ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».
Предмет исследования – организационная структура управление предприятием и ее совершенствование.
Цель работы – определение направлений совершенствования организационной структуры управления исследуемого объекта, базирующегося как на анализе теоритических основ построения организационных структур управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение понятие организационной структуры;
- определение специфики типологий организационных структур управления в области функционирования исследуемого объекта;
- анализ существующей организационной структуры управления исследуемого объекта;
- предложение основных направлений совершенствования организационной структуры управления исследуемого объекта и оценка их значимости.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении известных положений теорий организации и управления спецификой исследуемой области.
В работе в процессе исследования использовались следующие методы: теоритического и эмпирического анализа, системный анализ, метод наблюдения, экспертный метод, графические методы, методы анализа финансово-экономической деятельности компании, методы сбора и анализа нормативной организационной документации, нормативный метод.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятийный аппарат организационной структуры управления предприятием
Важнейшим вопросом управления любой организацией является формирование рациональной системы управления, интеграция субъекта управления и его объекта, основанная на распределении прав, обязанностей и обязанностей. Успешное функционирование и развитие менеджмента в значительной степени зависит от научной обоснованности организационной структуры управления.
Сегодня вопросам организационной культуры уделяется большое внимание. Понятие «организационная культура» представляет собой систему правил и ценностей, принятых в организации и разделяемых абсолютным большинством работников. Существует множество толкований данного термина, но несмотря на это разнообразие, авторы определения выделяют три главных атрибута организационной деятельности: наличие базовых положений, применимых ко всем членам организации; наличие ценностей, которые являются ориентиром поведения работника; наличие символики (визуальное воплощение отличий организации)[1].
Данный термин получил своё распространение в начале двадцатого века, разделяя изучение на три школы, отличающиеся пониманием сущности организационной культуры и направлением ее исследования. Первую школу назвали «поведенческой». Её представителями стали такие деятели, как Р.М. Сайерт, Дж. Г. Марч и Д. Хэмптон. Они старались отталкиваться от поисков и анализа закономерности формирования общих ценностей, понятий, правил и норм поведения работников. Среди представителей второй школы - “школы эффективности” были такие деятели, как Т. Дил, А. Кеннеди, Р. Уотерман. Они акцентировали внимание на зависимости эффективности деятельности предприятия от уровня организационной культуры на нём. Третьей школой стала «школа моделирования», в которой организационная культура рассматривается как самостоятельный объект исследования, классифицируется на типы культур с моделями её формирования. Представителями данной школы стали Э. Шейн, Ч Хэнди, К Камерон.
Таким образом, многолетние труды ученых в области менеджмента позволили определить организационную культуру как подбор наиважнейших предположений, которые принимают все члены организации. Эти предположения выражаются в заявленных организацией ценностях и задают работникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материально внутриорганизационного окружения[2].
Культура организации объединяет и формирует нужную атмосферу для ускорения приобретения работником навыков и уменьшения боязни ошибиться. Этим определяется успех профессиональной адаптации и отношение сотрудника к работе (уровень владения навыками и трудоспособность или его усталость и резкое возрастание трудоемкости или при требованиях исключения ошибок в процессе адаптации). При этом важнейшим правилом успешной адаптации является совпадение основных ценностях нового работника с ценностями организации.
Культуру организации принято относить к «явной» или «неявной», отличием которой является наличие документального подтверждения норм правил, ценностей и инструкций. При неявной организационной структуре сотрудники не имеют зафиксированных на бумаге правил и требований, они отражены в его сознании и поддерживаются традициями и верой. Также организационную структуру разделяют на «экстравертную», при которой миссия обращена на внешний мир, и «интравертную», при которой миссия обращена на преобразования в сознании человека.
Основной целью при формировании организационной структуры является выстраивание такой политики в организации, при которой каждый сотрудник будет выполнять свою работу максимально продуктивно, при этом быть удовлетворенным данной работой и условиями во избежание появления «текучести» кадров, что достигается за счет специальных методов.
При формировании или совершенствовании организационной структуры следует обратить внимание, что использование выделенных принципов необходимо в соответствии со спецификой организации и конкретными условиями.
Отметим, что при проектировании организационной структуры управления необходимо учитывать большое количество факторов (внешняя среда, стратегия, цели, тип производства, жизненный цикл организации, информационные технологии). Изучение этих параметров необходимо для определения слабых мест в организационной структуре управления и в организации в целом..
Таким образом, организационная структура управления предприятием связана с различными параметрами организации. Развернутое изучение такого понятия как организационная структура берет истоки с ХХ века по настоящее время, показывая неоднозначность и разнообразие подходов, отсутствие единой методологии. Организационная структура управления относится к теории организации и к теории управления, отсюда происходит формирование структуры с учетом внутреннего строения, состояния предприятия или формирование под воздействием тенденций внешней среды. Но в общей картине, выделены основные требования к организационной структуре, принципы формирования, воздействующие на структуру факторы, что в совокупности влияет на выбор типа организационной структуры управления.