Актуальность исследования. Административное судопроизводство является сравнительно новой разновидностью процессуальной деятельности. Сформировалось с появлением в конце XIX – начале XX вв. административного права. Постепенно процессуальные нормы оформились в новую, самостоятельную сферу правового регулирования. Толчком к развитию отношений, регулируемых указанными нормами, стало принятие в 1987 г. Закона «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».
В настоящее время одной из актуальных задач государственных органов является процесс реализации мер административного принуждения, что обусловлено тем, что непосредственно данные меры направлены на обеспечение законности, охраны правопорядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти.
При достаточно широком арсенале всех мер административного принуждения среди них наиболее значимое место занимают меры направленные на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, что обусловлено, прежде всего, тем, что они оперативно воздействуют на общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных правонарушений.
Меры процессуального обеспечения в первую очередь применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, а также для составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении для исполнения принятого по делу постановления.
Вопросы развития правовых основ административного процесса изучали дореволюционные правоведы И.Т. Тарасов, И.Е. Андреевский и прочие учёные, советские юристы А.А. Лунёв, Г.И. Петров, другие исследователи, современные российские учёные Н.В. Сухарева, Д.М. Овсянко, И.В. Панова, К.С. Каверина, А.В. Кирин и другие.
В работе использованы некоторые труды вышеперечисленных и других современных российских исследователей, в том числе авторефераты диссертаций, монографии, научные работы и учебные пособия, нормативно-правовые акты и научная периодика.
Объектом работы являются административный процесс и административное производство в зарубежных странах.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие вопросы организации административного процесса и административного производства в зарубежных странах.
Цель работы состоит в том, чтобы, изучить административное производство и административный процесс в зарубежных странах.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- определить понятие и признаки административного процесса;
- обозначить принципы и структуру административного процесса;
- рассмотреть административный процесс и административное производство в зарубежных странах.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы такие методы исследования как исторический, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа.
1 Теоретические основы исследования административного процесса
1.1 Понятие и признаки административного процесса
В настоящее время вопрос о понятии административного процесса является актуальным и дискуссионным в научных кругах. «На сегодняшний день, существует большое количество трактовок понятия административный процесс, но во многих работах ученых административистов, можно встретить, именно такую интерпретацию, что он представляет собой внешнюю правоприменительную деятельность административно-публичных органов и их должностных лиц по урегулированию в пределах их компетенции подведомственных им индивидуальных юридических дел, возникающих на основе и в связи с применением материальных норм различных отраслей права, осуществляемую в предусмотренных административно-процессуальными нормами права несудебных формах» [3].
«Административный процесс наряду с судопроизводством является одним из видов правоприменительной деятельности государства и уполномоченных им субъектов по разрешению индивидуальных юридических дел. При этом административный процесс обладает рядом существенных признаков, которые раскрывают его сущность и лежат в основе» [3].
Для определения понятия административного процесса, необходимо рассмотреть его основные признаки, в том числе те, которые отличают его от судопроизводства и были выделены различными учеными: «Административный процесс, является видом юридического процесса, направлен на обеспечение реального воздействия регулятивных и охранительных норм различных отраслей права, в процессе правоприменительной деятельности, содержащих в себе права и обязанности субъектов данного процесса.
В рамках административного процесса реализуются образующиеся в правоотношениях, права и обязанности, как физических лиц, так и организаций. К примеру, компетентными административно-публичными органами и их должностными лицами обеспечивается реализация таких прав граждан, как право на осуществление предпринимательской деятельности, на образование, на социальную защиту, и т.д., а также исполнение таких основных обязанностей, как уплата налогов и несение военной службы» [9].
«В то же время посредством административного процесса осуществляется применение административно-публичными органами административно-охранительных норм в целях обеспечения законности и правопорядка в государстве. В ходе административного процесса происходит применение норма различных отраслей права, в частности финансового, земельного, экологического, гражданского и т.д.» [9, c. 144].
«В рамках административного процесса уполномоченными административно-публичными органами происходит разрешение индивидуальных юридических дел, с помощью различных норм, как административного, так и других отраслей права. То есть, административным процессом является не любая внешне властная деятельность административно-публичных органов, а только та, которая осуществляется в 13 отношении конкретных физических лиц или организаций и направлена на разрешение возникающих с участием этих субъектов юридических дел. Индивидуальные юридические дела, разрешаемые в ходе административного процесса, называют административными» [20, c. 44].
Профессор П.И. Кононов определял индивидуальное административное дело как «возникающий в сфере государственноуправленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных, оперативно-исполнительных действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц)» [21, c. 45].
Разрешение административного дела имеет несколько стадий и представляет собой, его возбуждение, рассмотрение и принятие по нему компетентным органом или должностным лицом решения, как промежуточного, так и окончательного, влекущего юридически значимые последствия для участников данного дела.
В ходе административного процесса происходит применение регулятивных и охранительных материальных норм, специально уполномоченными на то органами, учреждениями, а не судами. «К примеру, процесс назначения и выплаты пенсий и пособий гражданам осуществляется органами социальной защиты населения, процесс призыва граждан на военную службу – военными комиссариатами и т.д. Все перечисленные выше органы, организации и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность в форме административного процесса, во многих источниках именуются административно-публичными органами» [24, c. 25].
«По мнению, многих авторов, административно-публичный орган как субъект административного процесса – это орган исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления, государственное должностное лицо или должностное лицо местного самоуправления, иной орган публичной власти, учреждение, уполномоченные действующим законодательством на применение материальных норм административного и других отраслей права в рамках разрешения соответствующих административных дел» [28, c. 151].
«Административный процесс в отличие от других видов процесса, и в частности от административного судопроизводства возбуждается как по инициативе заявителя, лиц заинтересованных в разрешении определенных индивидуальных административных дел, так и во множестве случаев по инициативе самих административно-публичных органов в односторонне властном порядке.
Так, например, пенсионное производство возбуждается по заявлению гражданина о назначении ему пенсии, а такие производства, как производство по делам об административных правонарушениях, надзорное производство, возбуждаются на основании решений соответствующих компетентных административно-публичных органов» [5].
«Административное судопроизводство в отличие от административного процесса всегда возбуждается только на основании соответствующих заявлений, жалоб и других материалов, направляемых заинтересованными лицами в суд. Сам суд своим решением не может возбудить судопроизводство» [3].
«Применение процессуальных норм в административном процессе осуществляется путем совершения уполномоченными органами властноорганизующих действий и принятия властных решений в отношении физических лиц и организаций в одностороннем порядке, как правило, без публичного рассмотрения дела, в рамках упрощенной процедуры. Нельзя, не отметить, что есть и дела, которые рассматриваются публично, с участием лиц, не заинтересованных в разрешении данного индивидуального юридического дела» [4].