Введение
Глава 1. Fashion-журналистика в современном медиапространстве
1.1 Понятие и история становления Fashion-журналистики
1.2 Характеристика журнала мод как глянцевого издания
Глава 2. Особенности проникновения иностранных женских журналов на российский информационный рынок России
2.1 Происхождение элитарного журнала VOGUE и его отличительные особенности в разных странах
2.2 История создания русскоязычной версии журнала VOGUE
2.3 Сравнительная характеристика редакционной политики электронного и печатного издания журнала VOGUE
2.4 Стратегия развития издания VOGUE в России
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Vogue – одно из ведущих модных изданий в мире. Модным тенденциям именно этого журнала подчиняется огромное количество людей по всему миру, а его примеру стараются следовать многие современные модные журналы. Сегодня его называют «библией моды», его название – это устаревшее английское слово, означающее «мода».
Первые глянцевые журналы мод появились в Европе еще в XVII веке. Тогда они мало были похожи на современные, но с их помощью мода начала доходить до народа. Позже благодаря промышленному прогрессу в том числе в сфере полиграфии, журналы стали приобретать более презентабельный вид с цветными картинками, более качественной бумагой, а вместе с тем и глянцевые обложки. В XX веке журналы мод обрели популярность сначала у высших кругов общества, а затем обрели более массовый характер, вместе с этим массовость производства во многих странах мира. С тех пор дамские журналы претерпели множество изменений: типологических, структурных и т.д., но остались не менее востребованными среди женской части человечества, влияя на их образ жизни.
В настоящее время насчитываются сотни различных глянцевых изданий, читательская аудитория которых очень разнообразна. Возросла роль женщины в обществе, как независимой, самостоятельной личности, поэтому возникла потребность в удовлетворении информационных интересов женской аудитории.
Актуальность данного исследования состоит в то, что данный сегмент журнальной периодики способен активно влияет на тенденции развития массовых коммуникаций и ценностных ориентиров в обществе. В частности, сам журнал Vogue является наиболее авторитетным и воздействует на общество и тенденции развития массовых коммуникаций в средствах массовой информации.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть специфику формирования глянцевого журнала Vogue и особенности его появления и развития на российском информационном рынке.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить Fashion-журналистику в современном медиапространстве;
- раскрыть понятие и история становления Fashion-журналистики;
- дать характеристику журнала мод как глянцевого издания;
- выявить особенности проникновения иностранных женских журналов на российский информационный рынок России;
- рассмотреть происхождение элитарного журнала VOGUE и его отличительные особенности в разных странах;
- исследовать историю создания русскоязычной версии журнала VOGUE;
- дать сравнительную характеристику редакционной политики электронного и печатного издания журнала VOGUE;
- охарактеризовать стратегию развития издания VOGUE в России.
Объект исследования – история появления журнала Vogue; предмет – Fashion-журналистика в современном медиапространстве.
В работе использованы следующие методы: анализ источников и литературы по теме исследования, изучение иллюстраций и публикаций журнала Vogue в хронологических рамках исследования, историко-хронологический метод исследования.
На данный момент по данной теме существует достаточное количество научных работ, различные аспекты деятельности зарубежных русскоязычных глянцевых журналов рассматриваются в работах Н. И. Ажгихиной, H. H. Мироненко, Е. А. Пленкиной, P. M. Ямпольской и других авторов. Методологической базой исследования стали работы теоретиков журналистики, занимающихся изучением проблем типологии СМИ. Наиболее известными авторами в данной области являются, А.Г. Бочаров, Б.И. Есин, E. JI. Вартанова, И. И. Засурский, Я. Н. Засурский, Е. П. Прохоров, М. В. Шкондин.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Fashion-журналистика в современном медиапространстве
1.1 Понятие и история становления Fashion-журналистики
Интерес к модным новинкам у людей существовал очень давно. Еще в 1 веке до н. э. в Древнем Риме женщины желали одеваться наилучшим образом, в соответствии с лучшими образцами тогдашней моды. А следить за последними тенденциями им помогали глиняные куклы. Каждая кукла изготавливалась около 25-ти сантиметров в высоту и раскрашивались цветной краской согласно канонам существующей моды. Куклы отправлялись в провинциальные города в качестве наглядного пособия «как нужно одеваться»[1].
Следующим этапом в попытке распространения информации о моде стали книги-рекомендации. Издавались они в Испании в XVI веке. Они рассказывали о принципах создания изящных нарядов для мужчин и женщин. Несовершенством этого способа была сложность процесса их выпуска, поэтому зачастую «модные тенденции» выходили со значительным опозданием.
В 40-е года XVII века во Франции возникли малые и большие Пандоры – восковые куклы, некое подобие манекенов. На Пандоры высотой в половину или четверть человеческого роста одевали модные туалеты и выставляли на витрины магазинов на всеобщее обозрение. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, а маленькая – домашний туалет (так называемый «неглиже»). После показа во Франции они отправлялись в другие страны для распространения модных тенденций.
А первые глянцевые журналы начали издаваться в Европе в ХVII веке. И изначально они прикреплялись к другой периодике, либо выходили единичными изданиями.
В 1672 году во Франции в городе Лион начал выходить журнал «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Он издавался Жаном Донно де Визе для мужской аудитории. И изначально планировался как литературно-критический журнал. В нем публиковались литературные произведения современных авторов, отклики на эти произведения, велась полемика и т.д. Хотя по сути журнал посвящался моде и стилю. Его основу составляли новости о светских и культурных мероприятиях, модные обзоры их дополняли рисованными иллюстрациями или гравюрами платьев и костюмов с мельчайшими деталями. Давались советы по выбору нарядов и аксессуаров в зависимости от ситуации и критиковались некоторые нововведения в моде. Хотя журнал имел литературно-критическую направленность, можно утверждать, что «Галантный Меркурий» стал прообразом глянцевых журналов.
Журнал быстро обрел популярность в светских кругах, так как имел главную роль в распространении модных тенденций. Даже сам король распорядился, чтобы ему регулярно доставляли выпуски. Интерес к подобного рода изданию в разы увеличился и уже через несколько лет модные журналы начнут выходить не только во Франции, но и в Европе.
В 1693 году в Лондоне появляется первый женский журнал «Ladies Mercure» («Дамский Меркурий»), причем предназначался он больше для богатых и знатных дам. Его издатель, Джон Делтон в первом номере заявил, что его журнал «ответит на самые очаровательные и занимательные вопросы, касающиеся любви, замужества, стиля поведения, одежды и женского юмора»[2]. Именно в этом журнале впервые появилась колонка Вопросы- ответы, где читательницы могли давать советы в решениях различных житейских и любовных проблемах.
Журнал Хотя издатель и позиционировал свое издание как журнал, который сможет ответить на различные вопросы, которыми задаются женщины, но «Дамский Меркурий» почти полностью посвящался моде и стилю.
Вместе с модными изданиями Франции и Англии в Германии начинает выходить свой журнал мод. В 1786 году он вместе с художником и гравером С. Г. Краусом издает «Mode Journal» («Журнал мод»). Но в следующем году он переименовывается в «Journal des Luxus und der Moden» («Журнал роскоши и мод»). Журнал публиковал новинки моды, которые появлялись не только в Германии, но и во Франции, Англии и Италии. Помимо этого, в журнале давались советы по устройству и украшению быта. Он быстро обрел популярность в Германии, а также стал первым немецким изданием, получившим европейское признание.
Так с конца ХVII века модные журналы стали прочно обосновываться в жизни людей. А уже с середины ХVIII века появляются настоящие журналы о моде, вызвавшие небывалый интерес у публики. По всей Европе начинают появляться специализированные издания, полностью посвященные моде. Во Франции в 1778 году - «Galerie des modes et costumes francais» («Галерея французской моды и костюмов»), в 1785 году - «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» («Управление образами и последними модами»), в 1797 - «Journal des Dames et des Modes» («Женский журнал мод»); в Англии - «The Lady`s Magazine» и «Gallery of Fashion» Экермана («Галерея Моды» 1794 г.); в Германии в 1779 - «Bertuch’sche Journal des Luxus und der Moden» («Журнал роскоши и моды»); в Италии в 1786 – «Journal des dames et des modes en France» («Женский журнал и моды Франции»)[3].
В России решили не отставать от Европы и первым вестником моды стал журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», выходивший с 1779 года в Петербурге издателем Николаем Новиковым. Он предназначался для женщин и помимо литературных произведений в нем все же присутствовало «модное» наполнение. Однако издание не вызвало большого интереса у светской публики и через год после выхода четвертой и последней части журнала он закрывается. Следующее модное издание придется ждать 12 лет.
В XIX веке в разы увеличилось производство модных журналов. Мода начинает приобретать массовый характер. В конце столетия журналы начинают сотрудничать с известными кутюрье и модельерами, а фотографии моделей вытесняют гравюры и акварели. И если первые модные журналы изначально печатались на желтой и шершавой бумаге, а иллюстрации расписывались вручную и сопровождались описанием модных деталей, то в начале XX века ввиду прогресса и уменьшения стоимости печати позволили производить блестящую бумагу, журналы стали глянцевыми. Гравюру вытесняют фотографии. В конце XIX века начинают издаваться гиганты глянца Harper’s Bazaar, Cosmopolitan, Ladies’Home Journal и Vogue. Так глянец начинает приобретать свой современный вид[4].